Отделения санитарной авиации
Служба санитарной авиации
представлена следующими отделами:
- Отделение плановой и экстренной консультативной медицинской помощи № 1
- Отделение плановой и экстренной консультативной медицинской помощи № 2 (акушерский реанимационно-консультативный центр)
- Отделение плановой и экстренной консультативной медицинской помощи № 3 (комбустиологический консультативно-реанимационный центр)
- Отделение плановой и экстренной консультативной медицинской помощи № 4 (нейрохирургический консультативно-реанимационный центр);
- Отделение анестезиологии-реанимации № 5 (анестезиологический консультативно-реанимационный центр);
- Отделение плановой и экстренной консультативной медицинской помощи № 6 (трассовая служба);
- Отделение плановой и экстренной консультативной медицинской помощи № 7 (детский хирургический реанимационно-консультативный центр);
- Отделения анестезиологии-реанимации № 8 (детский реанимационно-консультативный центр);
Скорая медицинская помощь населению по линии санитарной авиации
Территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) был организован в 1993 году. До 1994 года отделение санитарной авиации входило в состав Областной больницы, организационные подходы к работе отделения санитарной авиации (СА) того периода не отвечали современным требованиям. Для врачей Областной больницы работа по линии СА была дополнительной, отсутствовала преемственность в ведении пациентов, а в диспетчерской не было четких алгоритмов реагирования на сложные ситуации, ни в режиме угрозы ЧС, ни в режиме ЧС. В автопарке отделения СА полностью отсутствовали реанимобили, полеты совершались из местного аэропорта Уктус за 27 км от Екатеринбурга.
В 1994 году встал вопрос о передаче отделения СА из Областной больницы в структуру ТЦМК. Отделение санитарной авиации нужно было выводить на более высокий уровень.
Одной из первостепенных задач стало повышение оперативности оказания экстренной медицинской помощи населению области. Шагом в развитии явилось создание 3-х филиалов в наиболее отдаленных губернаторских округах Северном и Восточном, Горнозаводском соответственно в Краснотурьинске, Ирбите и Н-Тагиле с круглосуточным дежурством реанимационных бригад и соответствующим оснащением.
Работа филиалов приблизила оказание скорой специализированной помощи, сделало ее доступнее, а качество ее оказания повысила организация реанимационно-консультативных центров, которые имеют у нас статус отделений. Вначале были открыты: акушерский, нейрохирургический и ожоговый. За тем последовало открытие анестезиологического, детского хирургического и детского реанимационно-консультативных центров.
В первые годы становления центра полетов совершалось немного. Денег выделялось недостаточно.
Но тем не менее уже тогда в 90 и начале 2-х тысячных встал вопрос о безопасности полетов и щадящей доставке тяжелых пациентов до лечебного учреждения.
Серьезной проблемой, тормозившей развитие санитарной авиации было отсутствие нормальных посадочных площадок. Вертолеты садились во дворы, опушки, в лучшем случае на арены стадионов, с администрацией которых надо было еще договариваться. Ночные полеты были невозможны. Это все сопровождалось рисками для больного, бригады и экипажа.
В 2017 году при Министерстве здравоохранения Свердловской области была создана рабочая группа по вопросу организации посадочных площадок при медицинских организациях области.
Был изучен вопрос строительства вертолетных площадок при медицинских организациях и стало понятным что он замонополизирован ведомственными структурами по проектированию, проведению госэкспертизы проекта и строительству объекта авиационного назначения со всеми вытекающими экспертизами сдачи объекта. Все это приводило к удорожанию и увеличению сроков проектирования и строительства, растягивалось на несколько лет и требовало финансирование в десятки миллионов рублей. В связи с этим, была рабочая группа специалистов ТЦМК разработала новую оригинальную методику организации площадок на территории медицинских организаций, которая объединила две идеи:
1.Сортировочно-эвакуационную площадку при больницах, оказывающих экстренную помощь на случай массового поступления, приблизили к приемному покою и обеспечили ее твердым покрытием.
2. Данная площадка выполняется асфальтобетонным покрытием или покрытием бетонными плитами, что позволяет обеспечить эвакуацию больных вертолетом легкого и среднего класса.
В сортировочно-эвакуационную площадку фактически были заложены все необходимые тактико-технические характеристики для вертолетной площадки, соответствующие Требованиям ФАП-69 «Требования к посадочным площадкам на участке земли или акватории»
В помощь коллегам специалисты ТЦМЦ разработали Методические рекомендации по созданию сортировочно-эвакуационных площадок при больницах.
Строительство посадочных площадок согласно Методическим рекомендациям максимально приближено к приемному покою, что позволяет сократить временя на доставку больного до больницы и бригады специалистов до медицинской организации, а в теплое время года с мая по октябрь будет отсутствовать необходимость в привлечении наземного санитарного автотранспорта. Достигнется «каталочно-носилочная» доступность.
После строительства на такую площадку оформляется Паспорт и регистрируется в РосАвиации, что обеспечивает безопасность взлета, посадки. Создание такой площадки может осуществляется за счет средств благоустройства территории.
В год в Свердловской области строится от 4 до 7 площадок. Мы работаем на всех уровнях МО, но приоритет в строительстве отдаем тем больницам, куда чаще летаем. По нашей статистике в больницы 3-го уровня совершается более 100 полетов в год, в больницы 2-го уровня до 50, а больницы 1-ого уровня меньше 30. Соответственно строительство начали с ТЦМК, с больниц 3-го уровня, затем 2-го уровня и затем 1-го.
На 01.01.2022 года на территории Свердловской области по данной методике построено 38 вертолётных площадок. Из них: 2 посадочные площадки на территории ТЦМК, 9 площадок при трассовых пунктах центра медицины катастроф, 27 - при медицинских организациях СО, из них 3 при МО 3-го уровня,12 при МО 2-го уровня,12 при МО 1-го уровня.
Для каждой больницы закуплены комплекты ночного старта Стерх-А. Со всеми специалистами медицинских организаций, в которых размещены комплекты светооборудования, специалисты ТЦМК провели обучающие занятия и учения.
Опыт ТЦМК Свердловской области получил положительную оценку, был озвучен ответственными специалистами Министерства здравоохранения Российской Федерации как «Метод Свердловской области» и опубликован в журнале ВЦМК «Защита» «Медицина катастроф» в № 4 2019 года «Посадка вертолета возле МО. Вариант решения».
В Свердловской области оказание санитарно- авиационной помощи организовано в рамках действия 2-х государственных контрактов: это Национальный проект, куда входят федеральные деньги и идет финансирование из Областного бюджета.
В 2021 году было эвакуировано вертолетом 784 пациента, что в сравнении с прошлым годом увеличилось на 33 %.
Для Свердловской области большой проблемой представлялось обеспечение санитарной авиацией жителей Северных районов области, в силу удаленности, отсутствии дорог и малой плотности населения. Организация и строительство вертолетной площадки в городе Краснотурьинске Северного управленческого округа, явилось ярким примером применения на практике принципа частно-государственного партнерства: администрация города выделила земельный участок с организацией электроснабжения, руководство АО «Национальная служба санитарной авиации» обеспечило финансирование, рабочая группа специалистов Министерства здравоохранения и ТЦМК обеспечило организационно-методическое руководство.
15 августа 2021 в Краснотурьинске дежурит вертолет легкого класса АНСАТ с летным экипажем и обслуживающим его техническим персоналом, и круглосуточно дежурит авиамедицинская бригада Северного филиала ТЦМК (детская и взрослая бригады). Строительство посадочной площадки дало возможность проводить экстренную эвакуацию населения Северного управленческого округа в медицинские организации более высокого уровня и увеличило зону обслуживания с охватом многочисленных туристических маршрутов по Северному Уралу, мест компактного проживания малочисленных народностей Севера, участка федеральной дороги Серов-ХМАО.
В качестве примера можно привести случай, который произошел 21.08.2021 года, это спасение туриста с перевала Дятлов. Наш вертолет ТЦМК вылетел с Северного поста санитарной авиации, и пациент благополучно был эвакуирован в ГБ Краснотурьинска. Причем МЧС сдержано отнеслись к этой ситуации и вызов со службы 112 был переадресован в диспетчерскую ТЦМК.
Наше дальнейшее развитие санитарной авиации мы видим в разумной децентрализации точек базирования санитарных вертолетов. Доведение общего количества до пяти: 2 легких и 1 среднего класса у ТЦМК, 1- в Северном филиале г.Краснотурьинске, и 1 в Восточном в г.Ирбите.