• Цветовая схема: c c c c
  • Размер шрифтов: a a a a
  • Изображения:
    Монохромные изображения:
  • Обычная
    версия
Настройки
        ДокументыАвторские разработкиУчебный центр повышения квалификации медицины катастрофДля пациентовАнтикоррупционная политикаПамятка для граждан о действиях в случае бессимптомного или легкого течения новой коронавирусной инфекции и острой респираторной вирусной инфекции
        Отношение населения к реализации проектов по укреплению общественного здоровья в муниципальных образованиях Свердловской областиКраткая инструкция для пациента, проходящего лечение на дому, по получению телемедицинской консультацииПлатные услуги

Отделения санитарной авиации

Служба санитарной авиации

 

представлена следующими отделами:

- Отделение плановой и экстренной консультативной медицинской помощи № 1

- Отделение плановой и экстренной консультативной медицинской помощи № 2 (акушерский реанимационно-консультативный центр)

- Отделение плановой и экстренной консультативной медицинской помощи № 3 (комбустиологический консультативно-реанимационный центр)

- Отделение плановой и экстренной консультативной медицинской помощи № 4 (нейрохирургический консультативно-реанимационный центр);

- Отделение анестезиологии-реанимации № 5 (анестезиологический консультативно-реанимационный центр);

- Отделение плановой и экстренной консультативной медицинской помощи № 6 (трассовая служба);

- Отделение плановой и экстренной консультативной медицинской помощи № 7 (детский хирургический реанимационно-консультативный центр);

- Отделения анестезиологии-реанимации № 8 (детский реанимационно-консультативный центр);

 

Скорая медицинская помощь населению по линии санитарной авиации

 

    Территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) был организован в 1993 году. До 1994 года отделение санитарной авиации входило в состав Областной больницы, организационные подходы к работе отделения санитарной авиации (СА) того периода не отвечали современным требованиям. Для врачей Областной больницы работа по линии СА была дополнительной, отсутствовала преемственность в ведении пациентов, а в диспетчерской не было четких алгоритмов реагирования на сложные ситуации, ни в режиме угрозы ЧС, ни в режиме ЧС. В автопарке отделения СА полностью отсутствовали реанимобили, полеты совершались из местного аэропорта Уктус за 27 км от Екатеринбурга.

    В 1994 году встал вопрос о передаче отделения СА из Областной больницы в структуру ТЦМК. Отделение санитарной авиации нужно было выводить на более высокий уровень.

    Одной из первостепенных задач стало повышение оперативности оказания экстренной медицинской помощи населению области. Шагом в развитии явилось создание 3-х филиалов в наиболее отдаленных губернаторских округах Северном и Восточном, Горнозаводском соответственно в Краснотурьинске, Ирбите и Н-Тагиле с круглосуточным дежурством реанимационных бригад и соответствующим оснащением.       

    Работа филиалов приблизила оказание скорой специализированной помощи, сделало ее доступнее, а качество ее оказания повысила организация  реанимационно-консультативных центров, которые  имеют у нас статус  отделений. Вначале были открыты: акушерский, нейрохирургический и ожоговый. За тем последовало открытие анестезиологического, детского хирургического и детского реанимационно-консультативных центров.

    В первые годы становления центра полетов совершалось немного.  Денег выделялось недостаточно. 


    Но тем не менее уже тогда в 90 и начале 2-х тысячных встал вопрос о безопасности полетов и щадящей доставке тяжелых пациентов до лечебного учреждения.

   Серьезной проблемой, тормозившей развитие санитарной авиации было отсутствие нормальных посадочных площадок.  Вертолеты садились во дворы, опушки, в лучшем случае на арены стадионов, с администрацией которых надо было еще договариваться.  Ночные полеты были невозможны. Это все сопровождалось рисками для больного, бригады и экипажа.

    В 2017 году при Министерстве здравоохранения Свердловской области была создана рабочая группа по вопросу организации посадочных площадок при медицинских организациях области.

    Был изучен вопрос строительства вертолетных площадок при медицинских организациях и стало понятным что он замонополизирован ведомственными структурами по проектированию, проведению госэкспертизы проекта и строительству объекта авиационного назначения со всеми вытекающими экспертизами сдачи объекта.  Все это приводило к удорожанию и увеличению сроков проектирования и строительства, растягивалось на несколько лет и требовало финансирование в десятки миллионов рублей.   В связи с этим, была рабочая группа специалистов ТЦМК разработала новую оригинальную методику организации площадок на территории медицинских организаций, которая объединила две идеи:

1.Сортировочно-эвакуационную площадку при больницах, оказывающих экстренную помощь на случай массового поступления, приблизили к приемному покою и обеспечили ее твердым покрытием.

2. Данная площадка выполняется асфальтобетонным покрытием или покрытием бетонными плитами, что позволяет обеспечить эвакуацию больных   вертолетом легкого и среднего класса. 

    В сортировочно-эвакуационную площадку фактически были заложены все необходимые тактико-технические характеристики для вертолетной площадки, соответствующие Требованиям ФАП-69 «Требования к посадочным площадкам на участке земли или акватории»

  В помощь коллегам специалисты ТЦМЦ разработали Методические рекомендации по созданию сортировочно-эвакуационных площадок при больницах.

    Строительство посадочных площадок согласно Методическим рекомендациям максимально приближено к приемному покою, что позволяет сократить временя на доставку больного до больницы и бригады специалистов до медицинской организации, а в теплое время года с мая по октябрь будет отсутствовать необходимость в привлечении наземного санитарного автотранспорта. Достигнется «каталочно-носилочная» доступность.

  После строительства на такую площадку оформляется Паспорт и регистрируется в РосАвиации, что обеспечивает безопасность взлета, посадки. Создание такой площадки может осуществляется за счет средств благоустройства территории.

    В год в Свердловской области строится от 4 до 7 площадок. Мы работаем на всех уровнях МО, но приоритет в строительстве отдаем тем больницам, куда чаще летаем. По нашей статистике в больницы 3-го уровня совершается более 100 полетов в год, в больницы 2-го уровня до 50, а больницы 1-ого уровня меньше 30.  Соответственно строительство начали с ТЦМК, с больниц 3-го уровня, затем 2-го уровня и затем 1-го.

    На 01.01.2022 года на территории Свердловской области по данной методике построено 38 вертолётных площадок. Из них: 2 посадочные площадки на территории ТЦМК, 9 площадок при трассовых пунктах центра медицины катастроф, 27 - при медицинских организациях СО, из них 3 при МО 3-го уровня,12 при МО 2-го уровня,12 при МО 1-го уровня.

    Для каждой больницы закуплены комплекты ночного старта Стерх-А. Со всеми специалистами медицинских организаций, в которых размещены комплекты светооборудования, специалисты ТЦМК провели обучающие занятия и учения.

  Опыт ТЦМК Свердловской области получил положительную оценку, был озвучен ответственными специалистами Министерства здравоохранения Российской Федерации как «Метод Свердловской области» и опубликован в журнале ВЦМК «Защита» «Медицина катастроф» в № 4 2019 года «Посадка вертолета возле МО. Вариант решения».  

 В Свердловской области оказание санитарно- авиационной помощи организовано в рамках действия 2-х государственных контрактов: это Национальный проект, куда входят федеральные деньги и идет финансирование из Областного бюджета.

   В 2021 году было эвакуировано вертолетом 784 пациента, что в сравнении с прошлым годом увеличилось на 33 %.

  Для Свердловской области большой проблемой представлялось обеспечение санитарной авиацией жителей Северных районов области, в силу удаленности, отсутствии дорог и малой плотности населения. Организация и строительство вертолетной площадки в городе Краснотурьинске Северного управленческого округа, явилось ярким примером применения на практике принципа частно-государственного партнерства: администрация города выделила земельный участок с организацией электроснабжения, руководство АО «Национальная служба санитарной авиации» обеспечило финансирование, рабочая группа специалистов Министерства здравоохранения и ТЦМК обеспечило организационно-методическое руководство.

    15 августа 2021 в Краснотурьинске дежурит вертолет легкого класса АНСАТ с летным экипажем и обслуживающим его техническим персоналом, и  круглосуточно дежурит авиамедицинская  бригада Северного филиала ТЦМК  (детская и взрослая бригады). Строительство посадочной площадки дало возможность проводить экстренную эвакуацию населения Северного управленческого округа в медицинские организации более высокого уровня и увеличило зону обслуживания с охватом многочисленных туристических маршрутов по Северному Уралу, мест компактного проживания малочисленных народностей Севера, участка федеральной дороги Серов-ХМАО.

    В качестве примера можно привести случай, который произошел 21.08.2021 года, это спасение туриста с перевала Дятлов.  Наш вертолет ТЦМК вылетел с Северного поста санитарной авиации, и пациент благополучно был эвакуирован в ГБ Краснотурьинска. Причем МЧС сдержано отнеслись к этой ситуации и вызов со службы 112 был переадресован в диспетчерскую ТЦМК.

    Наше дальнейшее развитие санитарной авиации мы видим в разумной децентрализации точек базирования санитарных вертолетов. Доведение общего количества до пяти: 2 легких и 1 среднего класса у ТЦМК, 1- в Северном филиале г.Краснотурьинске, и 1 в Восточном в г.Ирбите.