• Цветовая схема: c c c c
  • Размер шрифтов: a a a a
  • Изображения:
    Монохромные изображения:
  • Обычная
    версия
Настройки
        ДокументыАвторские разработкиУчебно-методический отделДля пациентовАнтикоррупционная политикаПамятка для граждан о действиях в случае бессимптомного или легкого течения новой коронавирусной инфекции и острой респираторной вирусной инфекции
        Отношение населения к реализации проектов по укреплению общественного здоровья в муниципальных образованиях Свердловской областиКраткая инструкция для пациента, проходящего лечение на дому, по получению телемедицинской консультацииПлатные услугиАнкета для увольняющегося сотрудникаГод семьиУчебный центр повышения квалификации медицины катастроф

Отделения санитарной авиации

Служба санитарной авиации

 

представлена следующими отделами:

- Отделение плановой и экстренной консультативной медицинской помощи № 1

- Отделение плановой и экстренной консультативной медицинской помощи № 2 (акушерский реанимационно-консультативный центр)

- Отделение плановой и экстренной консультативной медицинской помощи № 3 (комбустиологический консультативно-реанимационный центр)

- Отделение плановой и экстренной консультативной медицинской помощи № 4 (нейрохирургический консультативно-реанимационный центр);

- Отделение анестезиологии-реанимации № 5 (анестезиологический консультативно-реанимационный центр);

- Отделение плановой и экстренной консультативной медицинской помощи № 6 (трассовая служба);

- Отделение плановой и экстренной консультативной медицинской помощи № 7 (детский хирургический реанимационно-консультативный центр);

- Отделения анестезиологии-реанимации № 8 (детский реанимационно-консультативный центр);

 

Скорая медицинская помощь населению по линии санитарной авиации

 

    Территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) был организован в 1993 году. До 1994 года отделение санитарной авиации входило в состав Областной больницы, организационные подходы к работе отделения санитарной авиации (СА) того периода не отвечали современным требованиям. Для врачей Областной больницы работа по линии СА была дополнительной, отсутствовала преемственность в ведении пациентов, а в диспетчерской не было четких алгоритмов реагирования на сложные ситуации, ни в режиме угрозы ЧС, ни в режиме ЧС. В автопарке отделения СА полностью отсутствовали реанимобили, полеты совершались из местного аэропорта Уктус за 27 км от Екатеринбурга.

    В 1994 году встал вопрос о передаче отделения СА из Областной больницы в структуру ТЦМК. Отделение санитарной авиации нужно было выводить на более высокий уровень.

    Одной из первостепенных задач стало повышение оперативности оказания экстренной медицинской помощи населению области. Шагом в развитии явилось создание 3-х филиалов в наиболее отдаленных губернаторских округах Северном и Восточном, Горнозаводском соответственно в Краснотурьинске, Ирбите и Н-Тагиле с круглосуточным дежурством реанимационных бригад и соответствующим оснащением.       

    Работа филиалов приблизила оказание скорой специализированной помощи, сделало ее доступнее, а качество ее оказания повысила организация  реанимационно-консультативных центров, которые  имеют у нас статус  отделений. Вначале были открыты: акушерский, нейрохирургический и ожоговый. За тем последовало открытие анестезиологического, детского хирургического и детского реанимационно-консультативных центров.

    В первые годы становления центра полетов совершалось немного.  Денег выделялось недостаточно. 


    Но тем не менее уже тогда в 90 и начале 2-х тысячных встал вопрос о безопасности полетов и щадящей доставке тяжелых пациентов до лечебного учреждения.

   Серьезной проблемой, тормозившей развитие санитарной авиации было отсутствие нормальных посадочных площадок.  Вертолеты садились во дворы, опушки, в лучшем случае на арены стадионов, с администрацией которых надо было еще договариваться.  Ночные полеты были невозможны. Это все сопровождалось рисками для больного, бригады и экипажа.

    В 2017 году при Министерстве здравоохранения Свердловской области была создана рабочая группа по вопросу организации посадочных площадок при медицинских организациях области.

    Был изучен вопрос строительства вертолетных площадок при медицинских организациях и стало понятным что он замонополизирован ведомственными структурами по проектированию, проведению госэкспертизы проекта и строительству объекта авиационного назначения со всеми вытекающими экспертизами сдачи объекта.  Все это приводило к удорожанию и увеличению сроков проектирования и строительства, растягивалось на несколько лет и требовало финансирование в десятки миллионов рублей.   В связи с этим, была рабочая группа специалистов ТЦМК разработала новую оригинальную методику организации площадок на территории медицинских организаций, которая объединила две идеи:

1.Сортировочно-эвакуационную площадку при больницах, оказывающих экстренную помощь на случай массового поступления, приблизили к приемному покою и обеспечили ее твердым покрытием.

2. Данная площадка выполняется асфальтобетонным покрытием или покрытием бетонными плитами, что позволяет обеспечить эвакуацию больных   вертолетом легкого и среднего класса. 

    В сортировочно-эвакуационную площадку фактически были заложены все необходимые тактико-технические характеристики для вертолетной площадки, соответствующие Требованиям ФАП-69 «Требования к посадочным площадкам на участке земли или акватории»

  В помощь коллегам специалисты ТЦМЦ разработали Методические рекомендации по созданию сортировочно-эвакуационных площадок при больницах.

    Строительство посадочных площадок согласно Методическим рекомендациям максимально приближено к приемному покою, что позволяет сократить временя на доставку больного до больницы и бригады специалистов до медицинской организации, а в теплое время года с мая по октябрь будет отсутствовать необходимость в привлечении наземного санитарного автотранспорта. Достигнется «каталочно-носилочная» доступность.

  После строительства на такую площадку оформляется Паспорт и регистрируется в РосАвиации, что обеспечивает безопасность взлета, посадки. Создание такой площадки может осуществляется за счет средств благоустройства территории.

    В год в Свердловской области строится от 4 до 7 площадок. Мы работаем на всех уровнях МО, но приоритет в строительстве отдаем тем больницам, куда чаще летаем. По нашей статистике в больницы 3-го уровня совершается более 100 полетов в год, в больницы 2-го уровня до 50, а больницы 1-ого уровня меньше 30.  Соответственно строительство начали с ТЦМК, с больниц 3-го уровня, затем 2-го уровня и затем 1-го.

    На 01.01.2022 года на территории Свердловской области по данной методике построено 38 вертолётных площадок. Из них: 2 посадочные площадки на территории ТЦМК, 9 площадок при трассовых пунктах центра медицины катастроф, 27 - при медицинских организациях СО, из них 3 при МО 3-го уровня,12 при МО 2-го уровня,12 при МО 1-го уровня.

    Для каждой больницы закуплены комплекты ночного старта Стерх-А. Со всеми специалистами медицинских организаций, в которых размещены комплекты светооборудования, специалисты ТЦМК провели обучающие занятия и учения.

  Опыт ТЦМК Свердловской области получил положительную оценку, был озвучен ответственными специалистами Министерства здравоохранения Российской Федерации как «Метод Свердловской области» и опубликован в журнале ВЦМК «Защита» «Медицина катастроф» в № 4 2019 года «Посадка вертолета возле МО. Вариант решения».  

 В Свердловской области оказание санитарно- авиационной помощи организовано в рамках действия 2-х государственных контрактов: это Национальный проект, куда входят федеральные деньги и идет финансирование из Областного бюджета.

   В 2021 году было эвакуировано вертолетом 784 пациента, что в сравнении с прошлым годом увеличилось на 33 %.

  Для Свердловской области большой проблемой представлялось обеспечение санитарной авиацией жителей Северных районов области, в силу удаленности, отсутствии дорог и малой плотности населения. Организация и строительство вертолетной площадки в городе Краснотурьинске Северного управленческого округа, явилось ярким примером применения на практике принципа частно-государственного партнерства: администрация города выделила земельный участок с организацией электроснабжения, руководство АО «Национальная служба санитарной авиации» обеспечило финансирование, рабочая группа специалистов Министерства здравоохранения и ТЦМК обеспечило организационно-методическое руководство.

    15 августа 2021 в Краснотурьинске дежурит вертолет легкого класса АНСАТ с летным экипажем и обслуживающим его техническим персоналом, и  круглосуточно дежурит авиамедицинская  бригада Северного филиала ТЦМК  (детская и взрослая бригады). Строительство посадочной площадки дало возможность проводить экстренную эвакуацию населения Северного управленческого округа в медицинские организации более высокого уровня и увеличило зону обслуживания с охватом многочисленных туристических маршрутов по Северному Уралу, мест компактного проживания малочисленных народностей Севера, участка федеральной дороги Серов-ХМАО.

    В качестве примера можно привести случай, который произошел 21.08.2021 года, это спасение туриста с перевала Дятлов.  Наш вертолет ТЦМК вылетел с Северного поста санитарной авиации, и пациент благополучно был эвакуирован в ГБ Краснотурьинска. Причем МЧС сдержано отнеслись к этой ситуации и вызов со службы 112 был переадресован в диспетчерскую ТЦМК.

    Наше дальнейшее развитие санитарной авиации мы видим в разумной децентрализации точек базирования санитарных вертолетов. Доведение общего количества до пяти: 2 легких и 1 среднего класса у ТЦМК, 1- в Северном филиале г.Краснотурьинске, и 1 в Восточном в г.Ирбите.