Аптека готовых лекарственных форм
Фармацевтическая служба Территориального центра медицины катастроф - является важным подразделением центра, осуществляющим фармацевтическую деятельность и ответственная за организацию лекарственного обеспечения, как в условиях чрезвычайной ситуации, так и в условиях повседневной деятельности при оказании специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи, помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Сотрудниками службы принимаются аналитические решения, связанные с анализом функционирования медицины катастроф, как сложной системы (например, прогнозирование количества ЧС и лекарственных средств необходимых для их ликвидации и т.п.);
Организационные фармацевтические решения, направленные на ликвидацию или предотвращение недостатков функционирования системы (например, оптимизация номенклатуры и количества товарных запасов, как для ликвидации последствий ЧС, так и для работы в условиях повседневной деятельности);
Оперативные решения, связанные с непосредственно текущим управлением деятельностью фармацевтической службы (например, решение процесса освежения, закупки медицинского имущества).
Современные виды деятельности фармацевтической службы территориального центра медицины катастроф представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Виды деятельности фармацевтической службы на примере ГАУЗ Территориальный центр медицины катастроф СО
№ |
Вид деятельности |
Режим ЧС |
Режим повышенной готовности |
Режим повседневной деятельности |
Деятельность, связанная с фармацевтическими товарами |
||||
1 |
Закуп ЛС общего списка, в том числе сильнодействующих и ядовитых веществ |
-* |
+/- |
+ |
2 |
Приобретение НС и ПВ Списка II и ПВ Списка III |
-* |
+/- |
+ |
3 |
Приёмка лекарственных средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, НС и ПВ Списка II и ПВ Списка III |
+ |
+ |
+ |
4 |
Хранение лекарственных средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, НС и ПВ Списка II и ПВ Списка III |
- |
+/- |
+ |
5 |
Учёт лекарственных средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, НС и ПВ Списка II и ПВ Списка III |
+ |
+/- |
+ |
6 |
Отпуск лекарственных средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, НС и ПВ Списка II и ПВ Списка III отделениям центра для оказания санитарно-авиационной помощи и помощи при дорожно-транспортных происшествиях. |
- |
- |
+ |
7 |
Отпуск лекарственных средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, НС и ПВ Списка II и ПВ Списка III формированиям центра для оказания помощи при ЧС |
+ |
+ |
- |
8 |
Освежение, заимствование, изъятие, закладка лекарственных средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, НС и ПВ Списка II и ПВ Списка III из складов резервов. |
- |
+/- |
+ |
9 |
Уничтожение НС и ПВ Списка II и ПВ Списка III |
- |
- |
+ |
10 |
Обеспечение и проверка качества лекарственных средств |
+ |
+ |
+ |
11 |
Передача медицинского имущества при необходимости на базу ЛПУ в зоне ЧС |
+ |
- |
- |
12 |
Передача ЛС и ИМН, выведенных из резерва на базу ЛПУ для дальнейшего использования в условиях повседневной деятельности |
- |
- |
+ |
Деятельность, связанная с вопросами рационального использования лекарственных средств |
||||
1 |
Анализ структуры ЧС прогнозирование медико-санитарных потерь, составление совместно с врачами стандартов лекарственного обеспечения для оказания медицинской помощи в условиях ЧС, в условиях повседневной деятельности |
- |
+/- |
+ |
2 |
Составление на основе стандартов и прогноза санитарных потерь номенклатуры резерва лекарственных средств и изделий медицинского назначения под МНН и определение потребности. |
- |
- |
+ |
3 |
Фармако-экономический анализ номенклатуры резерва, выбор торгового наименования. |
- |
+/- |
+ |
4 |
Анализ структуры оказания специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи, помощи пострадавшим при ДТП. Составление стандартов лекарственного обеспечения для оказания экстренной медицинской помощи в рамках санитарно-авиационной скорой медицинской помощи и при скорой помощи при дорожно-транспортных происшествиях. |
- |
- |
+ |
5 |
Фармако – экономический анализ схем лекарственного обеспечения |
- |
+/- |
+ |
6 |
Составление формуляра лекарственных средств и изделий медицинского назначения, перечня для оказания помощи пострадавшим при ДТП |
- |
- |
+ |
7 |
Информирование медицинского персонала о схемах фармакотерапии, о течении и осложнениях при применении лекарственных средств |
+ |
+ |
+ |
8 |
Информирование врача о возможных заменах лекарственного препарата |
+ |
+ |
+ |
9 |
Предоставление формулярной комиссии информации о новых лекарственных препаратах, о возможности их использования |
+ |
+ |
+ |
10 |
Контроль фармацевтического порядка в отделениях и подразделениях центра |
+ |
+ |
+ |
+ - осуществление деятельности;
+/- осуществление деятельности возможно в случае необходимости;
-* осуществление деятельности является возможной, но не необходимой на догоспитальном этапе, поскольку в случае израсходования лекарственные средства будут поступать из учреждений госпитального этапа, имеющих план задание на осуществление деятельности в условиях ЧС и от фирм-поставщиков, на базе которых размещены заказы по процедуре предварительного отбора;
- деятельность не осуществляется;
Организационно структура фармацевтической службы состоит из двух отделов, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1 – Организационная структура фармацевтической службы
Из схемы видно, что фармацевтическая служба центра медицины катастроф состоит из двух отделов, которые в свою очередь разделены на несколько подразделений.
Рисунок 2 – Практический вид фармацевтической службы
Отдел для обеспечения работы центра в условиях повседневной деятельности разделён на:
1) подразделение, отвечающее за лекарственное обеспечение медицинских технологий отделений плановой и экстренной консультативной медицинской помощи, оказывающих специализированную (санитарно-авиационную) скорую медицинскую помощь;
2) подразделение, отвечающее за лекарственное обеспечение работы трассовой службы;
3) подразделение, для лекарственного обеспечения технологий оказания медицинской помощи филиалами центра, работающих, как в условиях ЧС, так и в условиях повседневной деятельности по линии специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;
Для лекарственного обеспечения поражённых в условиях ЧС имеются следующие подразделения: склад-резерв лекарственных средств и изделий медицинского назначения для оказания помощи 500 поражённым в течение 3-х суток, склад медицинской техники.
Сотрудниками фармацевтической службы составляются схемы лекарственного обеспечения, имеющие вид, представленный на рисунке 3.
Рисунок 3 – Фрагмент таблицы «Лекарственные средства для оказания медицинской помощи больным с травматическими поражениями»
В результате формируется ассортимент лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Рисунок 4 – Структура ассортимента лекарственных средств и изделий медицинского назначения необходимый для работы специалистов службы медицины катастроф
Номенклатура резерва ЛС территориального центра медицины катастроф представлена 276 МНН ЛС, содержащихся в 18 фармакотерапевтических группах. Наибольшая доля ЛС под МНН содержалась в группе для профилактики и лечения инфекций 22%, для оказания медицинской помощи в случае угрозы биологического терроризма,
средства, влияющие на центральную нервную систему 10,1 % ,
средства, влияющие на кровь 8,6%. (рисунок 5).
Рисунок 5 - Номенклатура резерва территориального уровня для оказания медицинской помощи в случае травматических повреждений, отравлений, инфекционных заболеваний, радиационных поражений
Формуляр ЛС для работы специалистов медицины катастроф состоит из 72 МНН ЛС, содержащихся в 14 фармакотерапевтических группах. Наибольшую группу занимают средства, для лечения инфекций 17%, влияющие на кровь 16% . Доля средств российского производителя составляет 77% .
Перечень ЛС для оказания помощи при ДТП был представлен 80 МНН ЛС, содержащихся в 15 фармакотерапевтических группах. В структуре лидируют средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему (22%) и средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему 11%. Доля Российского производителя составляет 91%.
Деятельность фармацевтических специалистов медицины катастроф
основана на следующих базовых принципах:
1) государственные гарантии обеспечения пострадавшего населения доступной и качественной лекарственной помощью
2) Лекарственное обеспечение в соответствии с целями и задачами специалистов службы медицины катастроф
3) Совершенствование и унифицирование нормативно-правовой базы, медико –экономическая стандартизация в области фармации и медицины катастроф;
Методические документы, в создании которых участвовали специалисты фармацевтической службы медицины катастроф:
1. Стандарт «Организация работы службы медицинского обеспечения Территориального центра медицины катастроф Свердловской области» с разделом лекарственного обеспечения и фармацевтической деятельности, утверждённый приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 05.10.2007 № 904-п;
2. Территориальный стандарт деятельности трассового пункта экстренной медицинской помощи ТЦМК СО, утверждён приказом МЗ СО от 3.12.2009г № 1178-п;
3.Методические указания:
3.1. По формированию номенклатуры областного резерва медицинского имущества на случай массовой вспышки инфекционных заболеваний, утверждены приказом МЗ СО от 21.07.2008 г. № 1177-п.
3.2.По формированию номенклатуры областного резерва медицинского имущества на случай массовой травмы. Утверждены приказом МЗ СО от 22.07.2008 г. № 1182-п.
3.3. По формированию номенклатуры областного резерва медицинского имущества на случай массовых отравлений. Утверждены приказом МЗ СО от 18.08.2008 г. № 1365-п.
Справочник по применению лекарственных препаратов для специалистов скорой медицинской помощи можно скачать ЗДЕСЬ
Скачать документы качества на препараты ТАМИФЛЮ можно ЗДЕСЬ