Меры по оптимизации работы скорой медицинской помощи Свердловской области
(Из материалов научного периодического журнала "МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ" №3(79) за 2012 год)
МЕРЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В.П.Попов1, Л.П.Рогожина1., Е.В.Медведева1, О.А.Гармаш2
1 ГАУЗ Свердловской области «Территориальный центр медицины катастроф», Екатеринбург
2 ФГБУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России, Москва
Проанализированы проблемы оптимизации работы скорой медицинской помощи (СМП) Свердловской области. Определены задачи по модернизации СМП и критерии, которыми следует руководствоваться при решении этих задач. Рассмотрены модели реорганизации СМП. Внесены предложения по совершенствованию организационно- методической работы территориального центра медицины катастроф (ТЦМК) по реорганизации СМП области.
Ключевые слова: модели реорганизации скорой медицинской помощи, Свердловская область, скорая медицинская помощь, территориальный центр медицины катастроф.
В нашей стране период конца 50-х - начала 60-х гг. прошлого века характеризовался «революционным» скачком в развитии скорой медицинской помощи (СМП) - созданием специализированных выездных бригад СМП. Следует отметить, что мировой приоритет в организации оказания специализированной СМП в догоспитальном периоде принадлежит российской «скорой».
В создание системы оказания специализированной СМП в догоспитальном и госпитальном периодах заметный вклад внесла СМП Свердловской области. Необходимо отдать должное проф. Б.П.Кушелевскому, нарушившему традицию первичности стационарного звена и начавшему реорганизацию устаревшей системы оказания экстренной медицинской помощи (ЭМП) при инфаркте миокарда - в первую очередь, в догоспитальном периоде. Таким образом, было положено начало двухэ- тапной системе оказания ЭМП. Б.П.Кушелевский впервые в медицинской практике придал клиническую направленность работе врачей СМП, заложив тем самым основу консультативной деятельности специалистов в догоспитальном периоде.
По этой схеме, ставшей классической, в Екатеринбурге и других крупных российских городах, начиная с 60-х гт. прошлого века, стали создаваться профильные
В настоящее время в Российской Федерации нет органа управления СМП на федеральном уровне. Так как созданный в
Ситуация изменилась к лучшему после того, как заработал Национальный проект «Здоровье», в рамках выполнения которого ощутимо улучшилось материально-техническое обеспечение СМП. Так, например, Свердловская область получила 356 санитарных автомобилей, а фельдшеры и врачи СМП - стимулирующую доплату.
Реализация Федеральной целевой программы (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» предполагает создание травмоцентров. На наш взгляд, этот вопрос требует тщательной проработки в каждом конкретном случае, так как достаточно часто имеет место явное смещение акцента в сторону госпитального звена.
В настоящее время, как никогда ранее, СМП нуждается в модернизации. Во-первых, это связано с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» от 29.11.10 № 313-ФЗ, согласно которому полномочия по оказанию СМП передаются в ведение субъектов Российской Федерации (далее - субъекты). Во-вторых, - с разработкой программы модернизации госпитального звена и создания сети межмуниципальных медицинских центров (ММЦ), позволяющих оптимизировать маршрутизацию и профильные потоки в интересах экстренных больных. Согласно приказу Минздравсоцразвития Свердловской области «Об организации работы межмуниципальных медицинских центров в 2011 году» от 06.05.11 № 458-п, такие центры будут созданы на 10 территориях области. Третье, что необходимо иметь в виду и к чему надо готовиться уже сейчас - это переход СМП с
Какими критериями мы должны руководствоваться при решении этих задач?
В первую очередь, это доступность и качество оказания СМП с акцентом на ургентность. Как известно, федеральных критериев оказания СМП немного. Прежде всего, имеет смысл руководствоваться критерием 20-минутной доступности выездной бригады СМП и правилом «золотого» часа поступления пациента в профильный стационар. (В приказе Минздравсоцразвития России от 01.1 1.04 № 179 говорится о необходимости расположения станций СМП с учетом 20-минутной доступности). Есть еще правило «платинового» получаса, но об этом говорить пока рано.
Специалисты ГАУЗ Свердловской области «Территориальный центр медицины катастроф» (ТЦМК) проанализировали готовность области к проведению реформы СМП.
Этапность системы оказания СМП.
Оптимальной является двухэтапная, при ее невозможности - многоэтапная цепочка,
заканчивающаяся этапом специализированной медицинской помощи - многопрофильная областная или городская больница Екатеринбурга. В Свердловской области в пилотном варианте в качестве ММЦ ранее работали муниципальные больницы в Краснотурьинс- ке, Ирбите и на некоторых других территориях.
Наша задача как организаторов здравоохранения максимально обеспечить условия для работы двух- этапной цепочки, но есть проблемы и узкие места. Как отмечала Министр здравоохранения Российской Федерации В.И.Скворцова: «Второй уровень модернизации, чрезвычайно важный для нашей страны, предполагает создание межмуниципальных центров для оказания специализированной, прежде всего экстренной помощи, которая имеет очень короткое «терапевтическое окно». Поэтому эти центры необходимо разместить таким образом, чтобы из каждой точки региона можно было доставить в них больного очень быстро - в пределах 30-40 мин».
При выезде в г. Ирбит нами совместно с главным врачом ММЦ Б.К.Хафизовым был проведен анализ работы ММЦ по взаимодействию с СМП прикрепленных территорий. Анализ показал, что эвакуация больных на дальние расстояния фельдшерской бригадой СМП в машине класса А ухудшает состояние пациентов.
На основании анализа карт вызовов, историй болезней по Ирбитскому ММЦ были установлены следующие показатели готовности (в баллах) отделений СМП к работе с ММЦ.
1. Время доезда до ММЦ: «золотой» час - 10 баллов; до 2 ч - 5; свыше 2 ч - 1 балл.
2. Обеспеченность бригадами СМП на 10 тыс. населения - 1 - 5 баллов.
В проекте Порядка оказания СМП указано, что количество выездных бригад СМП определяется исходя из расчета: радиус до
3. Наличие специализированных выездных бригад: реанимационная бригада - 10 баллов; бригада интенсивной терапии, врачебная бригада - 5; фельдшерская бригада в составе 2 фельдшеров - 3 балла.
4. Оснащение медицинским оборудованием: санитарный автомобиль класса В и С - 1-5 баллов.
5. Внедрение новых технологий: тромболизис, система АДИС, система навигации - 1 -5 баллов.
Результаты анализа:
- 70% отделений СМП набрали меньше 15 баллов по шкале ММЦ - СМП;
- около 50% отделений СМП в настоящее время не могут проводить эвакуацию больных в ММЦ в соответствии с современными стандартами;
- особенности Свердловской области - значительная протяженность территории и неравномерная плотность населения; как правило, чем дальше медицинская организация от ММЦ, тем слабее ее материальная база;
- состояние СМП в больших городах существенно отличается от ее состояния в средних городах и сельской местности.
Считаем целесообразным решать проблемы СМП путем принятия областных целевых программ с учетом: необходимости системного подхода к предоставлению государственной поддержки для решения проблем СМП; сложности и разнообразности указанных проблем; особенностей каждого муниципального образования, а также реализации комплекса взаимосвязанных мероприятий по повышению эффективности оказания ЭМП в догоспитальном периоде.
На заседании Совета руководителей СМП области была подробно проанализирована модель «Организация станций СМП по управленческим округам Свердловской области (5+1)». В результате обсуждения модель была отклонена по всем показателям.
Рассмотрим 3 другие модели реорганизации СМП, при разработке которых были учтены расположение ММЦ и медико-тактические характеристики различных территорий Свердловской области.
Модель 1. «Организация крупных станций СМП при ММЦ с подстанциями (филиалами) на всех прикре-- ленных к ММЦ территориях в соответствии с приказом Минздравсоц- развития Свердловской области «Об организации работы межмуниципальных медицинских центров в 2011 году (10+1)» от 06.05. П.№458-п.
Модель предполагает создание в области 10 крупных станций СМП при ММЦ. На ближних к Екатеринбургу территориях с населением свыше 50 тыс. чел. также можно создать станции СМП (приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» от 01.1 1.04 № 179). В то же время имеется возможность преобразовать их в пригородные подстанции станций СМП Екатеринбурга.
На этих станциях должны быть организованы специализированные реанимационные бригады, сложных пациентов можно будет госпитализировать в региональные центры Екатеринбурга. Таким образом, всего в области нужно будет создать 15 станций СМП - 14 областных и одну муниципальную в Екатеринбурге.
Вывод: данная модель является громоздкой и трудноуправляемой, возможна утрата оперативности в работе бригад СМП, метод «рандеву» не подходит для отдаленных территорий.
Модель 2. «Организация отделений СМП в составе ММЦ без укрупнения структур. Отсутствие самостоятельных станций СМП, перевод станций СМП в состав ММЦ».
При реализации данной модели возникает ряд проблем: трудности с методическим руководством СМП; разрозненность отделений; затрудненность сбора оперативной и статистической информации; потеря станциями СМП статуса юридического лица, которое приведет к ликвидации СМП области как таковой. В результате развитие СМП пойдет по инерционному сценарию (догоняющее развитие). Скорая медицинская помощь области не
сможет выполнить новые задачи, поставленные перед ней Минздравом России.
Внедрение новых технологий по оказанию ЭМП больным с острым коронарным синдромом, острой патологией сосудов головного мозга, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) отодвинется на несколько лет. Показатели летальности при неошажмых состояниях не изменятся. Такой путь развития не сможет обеспечить решения задач по совершенствованию организации СМП и повышению качества ее оказания населению области.
Модель 3. «Создание станций СМП при ММЦ с подстанциями в радиусе 50-
Необходимость создания подстанций СМП в радиусе 50-
свыше 50-
Согласно приказу Минздрава России «Об организационно-методическом отделе станции скорой медицинской помощи» от 14.08.02 № 265, на станции СМП должен быть создан организационно-методический отдел, который будет курировать отделения СМП всех территорий, прикрепленных к данному ММЦ, а не -олько подстанции СМП. На станции СМП должна быть создана единая диспетчерская служба, оснащенная системой АДИС. На каждой подстанции должны быть заведующий и диспетчер по передаче вызовов бригадам; все подстанции должны поддерживать связь с центральной диспетчерской через систему АДИС.
Для реализации модели 3 необходимо:
1. Организовать станции СМП на базе существующих отделений СМП.
2. Сформировать 12 реанимационных бригад, для которых за- <упить санитарные автомобили аасса «С», предназначенные для :еанимации, интенсивной терапии, -ониторинга и эвакуации больных и пострадавших.
3. Для подстанций и отделений СМП отдаленных территорий закупить унитарные автомобили класса «В», предназначенные для эвакуации больных и пострадавших,
мониторинга и оказания ЭМП (приказ Минздрава России «Об утверждении отраслевого стандарта «Салоны автомобилей скорой медицинской помощи и их оснащение. Общие технические бования» от 14.10.02 №313).
4. Помимо обновления автопарка обходимо оснастить все сани- рные автомобили системой GPRS-навигации.
8 июля
5. При каждом ММЦ создать учебные классы с тренажерами.
Согласно территориальному стандарту организации СМП, введенному в действие распоряжением Правительства Свердловской области от 19.01.09 № 16-РП, для
непрерывного обучения медицинского персонала на станциях СМП и в медицинских организациях, имеющих отделения СМП, должны быть организованы учебные классы с тренажерами для отработки алгоритмов оказания ЭМП. В настоящее время такие классы организованы только в 4 медицинских организациях.
6. Оснастить фельдшерские бригады современным оборудованием.
По состоянию на 01.01.12, в Свердловской области работали 353 бригады СМП, в том числе 234 фельдшерские (66%).
Согласно приказу Минздравсоцразвития «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» от 23.07.10 № 541-н, фельдшер скорой медицинской помощи «проводит сердечно-легочную реанимацию (закрытый массаж сердца с использованием специальных устройств; закрытый массаж, сердца ручным способом), автоматическую дефибрилляцию, санацию трахеобронхиального дерева. Обеспечивает проходимость верхних дыхательных путей альтернативными методами, выполнение интубации трахеи с применением комбитьюба, ларингеальной маски или трубки; коникотомию, пункцию крикотиреоидной связки».
В связи с этим следует отметить, что в Свердловской области в 35 муниципальных отделениях СМП отсутствуют аппараты для проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ), в 28 отделениях - нет пуль- соксиметров. Дефибрилляторы имеют 42 подразделения, но только в 6 из них есть наружный автоматический дефибриллятор, которым имеют право работать фельдшерские бригады. Такое обеспечение делает невозможным проведение эффективной сердечно-легочной реанимации, затрудняет госпитализацию тяжелых больных.
Считаем, что в Свердловской области наиболее предпочтительна постепенная, мягкая реформа СМП в соответствии с моделью 3. При существующем материально-техническом и кадровом оснащении СМП проведение резких реформ может привести к снижению качества оказания СМП населению области.
Некоторые субъекты рассматривают модель 4 - объединение СМП на уровне субъекта (области, края]. Считаем, что в Свердловской области на данном этапе такой вариант невозможен. Управлять в режиме реального времени объединением, в которое войдут 68 подстанций и около 100 филиалов СМП, при современном состоянии информационных сетей на территории нашей области нереально.
Предложения по совершенствованию организационно-методической работы ТЦМК по реорганизации СМП области:
1. Разработать Положение о станции СМП при ММЦ.
2. Разработать Положение о подстанции СМП на базе бывшего отделения СМП.
3. Решить вопрос о преобразовании небольших отделений СМП при областных врачебных пунктах и амбулаториях в пункты неотложной помощи.
4. Разработать Положение о пункте неотложной помощи.
5. Рассчитать, какие дополнительные силы и средства необходимы для организации объединенных станций СМП при ММЦ.
6. Разработать алгоритм взаимодействия станций СМП с ММЦ и пунктами неотложной помощи.
7. Разработать план мероприятий по развитию отдаленных отделений СМП, не вошедших на первом этапе в объединенные станции СМП при ММЦ.
Выводы
1. Независимо от того, будут или не будут проводиться реформы, СМП нуждается в мощной финансовой и материально-технической поддержке на всех уровнях исполнительной власти. Учитывая предстоящий переход на финансирование из системы ОМС, без разработки региональной и, желательно, федеральной целевой программы трудно рассчитывать на успех.
2. Необходимо на новом уровне решать вопрос обеспечения СМП кадрами, в первую очередь - врачебными. Считаем целесообразным предложить депутатам Государственной думы принять закон о распределении выпускников медицинских вузов, который бы предусматривал обязательную трехлетнюю работу в учреждениях СМП врачей, обучавшихся по бюджету. Необходимо усилить материальное и моральное стимулирование труда работников СМП с учетом риска и специфики их работы, поставить вопрос о
повышении в 2-3 раза за счет бюджета субсидий врачам и фельдшерам СМП, утвердить
знак отличия для сотрудников СМП, который бы приравнивался к государственным наградам.
3. Считаем, что в условиях Свердловской области оптимальным является пошаговый, постепенный путь реформирования (модель 3 «Создание станций СМП при ММЦ с подстанциями в радиусе 50-