• Цветовая схема: c c c c
  • Размер шрифтов: a a a a
  • Изображения:
    Монохромные изображения:
  • Обычная
    версия
Настройки
        ДокументыАвторские разработкиУчебно-методический отделДля пациентовАнтикоррупционная политикаПамятка для граждан о действиях в случае бессимптомного или легкого течения новой коронавирусной инфекции и острой респираторной вирусной инфекции
        Отношение населения к реализации проектов по укреплению общественного здоровья в муниципальных образованиях Свердловской областиКраткая инструкция для пациента, проходящего лечение на дому, по получению телемедицинской консультацииПлатные услугиАнкета для увольняющегося сотрудникаГод семьиУчебный центр повышения квалификации медицины катастроф

Пути развития системы экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации (санитарной авиации) в Российской Федерации

(Из материалов научного периодического журнала "МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ" №3(79) за 2012 год)

ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭКСТРЕННОЙ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И МЕДИЦИНСКОЙ ЭВАКУАЦИИ (САНИТАРНОЙ АВИАЦИИ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Н.Гулин1, СФ-Гончаров2, О.А.Гармаш2, Н.А.Мотина1

' Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва

 2 ФГБУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России, Москва

 

Представлены пути развития системы экстренной консультативной медицинской помощи (ЭКМП) и ме­дицинской эвакуации - МЭ (санитарной авиации) в Российской Федерации. Рассмотрены задачи, которые должна решать данная система. Приведены данные о работе отделений ЭКМП и МЭ в 2011 г., проанализированы стоящие перед ними проблемы. Представлены модели применения авиационного транспорта в целях оказания ЭКМП и проведения МЭ для территорий с различной плотностью насе­ления и разной степенью развития транспортной инфраструктуры.

 Ключевые слова: медицинская эвакуация (санитарная авиация), модели применения авиационного транспорта, санитарно-авиационная эвакуация, чрезвычайные ситуации, экстренная консультативная медицинская помощь.

    

В целях спасения жизни и сохранения здоровья больных и пострадавших при различных жизнеугрожающих состояниях, травмах, дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), пожарах, других чрезвычайных ситуациях (ЧС) и катастрофах и снижения смертности и инвалидизации населения Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации сотрудниками Департамента  медицинской профилактики, скорой, первичной медико-санитарной помощи и санитарно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации совместно со специалистами Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Министерства России и другими заинтересованными организациями прорабатывается проект создания системы оказания экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации (санитарной авиации) в Российской Федерации.

    По-нашему мнению, в задачи данной системы целе­сообразно включить решение следующих вопросов: мак­симальное приближение специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи боль­ным и пострадавшим при ДТП, пожарах и других чрез­вычайных ситуациях; возможность оказания экстренной специализированной медицинской помощи больным и пост­радавшим, минуя промежуточные этапы медицинской по­мощи, особенно при ЧС; оказание первичной медико- санитарной помощи в догоспитальном периоде жителям труднодоступных и отдаленных регионов с проведе­нием, при необходимости, медицинской эвакуации в ре­гиональные и федеральные специализированные центры; доставка медицинских специалистов и специальных ме­дицинских грузов (медикаментов, аппаратуры) в меди­цинские организации, учреждения, на место ДТП, в район ЧС и другие задачи.

    В настоящее время экстренную консультативную ме­дицинскую помощь (ЭКМП) в Российской Федерации оказывают:

-     на федеральном уровне - специалисты бригад экст­ренного реагирования и авиамедицинских бригад Цент­ра экстренной консультативной медицинской помощи и ме­дицинской эвакуации (ЭКМП и МЭ) и полевого многоп­рофильного госпиталя Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздрава России с привлече­нием бригад специализированной медицинской помощи федеральных специализированных медицинских учреж­дений Минздрава России, РАМН, ФМБА;

-     на субъектовом уровне - специалисты бригад экст­ренного реагирования отделения ЭКМП и медицинской эвакуации (МЭ) территориальных центров медицины ка­тастроф (ТЦМК) республиканских, краевых, областных больниц.

    В 2011 г. специалистами этих отделений было выпол­нено более 100 тыс. вызовов, из них около 5% - меди­цинские эвакуации больных и пострадавших в федеральные клиники (межрегиональные эвакуации). Было выполнено 13 109 санитарно-авиационных заданий (13,3% от всех эвакуаций), в том числе 2 252 (2,2%) - рейсовыми воз­душными судами. Согласно экспертным оценкам спе­циалистов по проблемам санитарной авиации, потреб­ность в санитарно-авиационной эвакуации в среднем мо­жет составить до 25-30% от общего количества выездов и колеблется в пределах от 10% в Центральном феде­ральном округе (ФО) до 90% в Дальневосточном ФО.

       В Российской Федерации функционируют более 100 фе­деральных медицинских учреждений Минздрава России, РАМН и ФМБА. В 2011 г. экстренная консультативная ме­дицинская помощь федерального уровня была оказана 5 199 взрослым и 634 детям, в том числе при выезде спе­циалистов федеральных клиник в субъекты Российской Фе­дерации - 3 631 взрослому и 238 детям, в федеральных клиниках по квотам - 1 568 взрослых и 696 детям. Пот­ребность в санитарно-авиационной эвакуации рос­сийских туристов из зарубежных стран за 8 мес 2012 г. по сравнению с 12 мес 2011 г. увеличилась в 2 раза.

       Анализ деятельности отделений экстренной консуль­тативной медицинской помощи и медицинской эвакуации показывает, что основными проблемами в организации их деятельности являются: недостаточное количество санитарно-авиационного транспорта; слабое мате­риально-техническое оснащение; дефицит подготов­ленных врачебных кадров; отсутствие современной нор­мативной правовой базы, регламентирующей оказание ЭКМП, проблемы в обеспечении специальным сани­тарным автотранспортом.

        Для санитарно-авиационной эвакуации пострадавших в ЧС авиационный транспорт предоставляет МЧС России.

        В режиме повседневной деятельности медицинские ор­ганизации (органы управления здравоохранением, тер­риториальные центры медицины катастроф) арендуют авиационный транспорт у авиакомпаний различных форм собственности. В настоящее время услуги авиа­ционного транспорта в медицинских целях закупаются в 37 субъектах Российской Федерации, которые в ос­новном находятся в Уральском, Сибирском и Дальне­восточном федеральных округах. Самолеты (24 ед.) применяются в 16 регионах, вертолеты (83 ед.) - в 34 ре­гионах. В 46 субъектах Российской Федерации авиа­ционный транспорт в интересах здравоохранения не применяется вообще.

         Для сравнения: в Германии при оказании экстренной медицинской помощи применяют около 100 вертолетов, в США - более 700.

          Применяемые в Российской Федерации воздушные суда морально и физически устарели, не адаптированы для транспортировки больных, их санитарные варианты только разрабатываются.

         Неудовлетворительно обстоит дело с обеспеченностью отделений ЭКМП и МЭ санитарным автомобильным транспортом, который необходим, в том числе, и для транспортировки пациентов из медицинских учреждений в аэропорты, на вокзалы и обратно. До 70% реанимо­билей исчерпали свой ресурс и нуждаются в замене, не­достаточно неонатологических и акушерско-гинеколо- гических реанимобилей. В северных регионах нужны транспортные средства высокой проходимости (снего- болотоходы на шинах низкого давления и гусеничные).

          На региональном уровне экстренную консультативную медицинскую помощь взрослому населению в настоящее время оказывают 66 отделений ЭКМП и МЭ террито­риальных центров медицины катастроф, 62 филиала ТЦМК, 19 отделений ЭКМП республиканских (краевых, окружных, областных) больниц.

         В результате анализа деятельности ТЦМК по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим в ЧС, проведенного директором центра медицины катаст­роф Свердловской области В.П.Поповым и соавт. еще в 2006 г., было установлено, что по совокупности по­казателей, характеризующих различные аспекты дея­тельности ТЦМК, наиболее эффективной может быть приз­нана организационная модель, представляющая собой юридически самостоятельный территориальный центр ме­дицины катастроф, имеющий в своем составе бригады экстренного реагирования и отделение ЭКМП и МЭ.

         Наиболее благополучной в отношении штатной при­надлежности и структуры отделений ЭКМП и МЭ яв­ляется ситуация в Уральском ФО, где во всех субъек­тах Российской Федерации эти отделения функциони­руют в составе территориальных центров медицины ка­тастроф, а большинство центров имеют статус юриди­ческого лица. Считаем необходимым отметить, что Свердловская область была первой в Российской Фе­дерации, где еще в 1994 г. отделение ЭКМП было пе­реведено в состав ТЦМК. На базе отделения были соз­даны и успешно функционируют в настоящее время 4 от­деления ЭКМП и МЭ: одно общехирургическое и 3 уз­копрофильных отделения по наиболее востребованным направлениям: нейрохирургия, акушерство и гинеколо­гия, комбустиология. Считаем необходимым изучать и про­пагандировать опыт работы ТЦМК Свердловской области по организации и оказанию экстренной консультативной медицинской помощи, так как такой центр медицины ка­тастроф является единственным в Российской Федерации.

        Следует отметить, что для южных регионов положи­тельным образом на качество работы отделений ЭКМП и МЭ повлияло разделение Южного Федерального ок­руга на два: Южный и Северо-Кавказский. Если в 2006 г. в 13 субъектах Российской Федерации, входящих в сос­тав Южного ФО, только в 4 регионах отделения ЭКМП и МЭ входили в состав ТЦМК, имеющих статус юриди­ческого лица, то в настоящее время таких субъектов - 7. В остальных федеральных округах вопросы организа­ции деятельности отделений ЭКМП и МЭ в составе ТЦМК, к сожалению, до последнего времени решались доста­точно инертно. Некоторая положительная динамика наблюдается в Дальневосточном и Центральном ФО, где увеличилось количество ТЦМК со статусом юридического лица, в которые были переведены отделения ЭКМП и МЭ. В Северо-Западном, Приволжском федеральных окру­гах ситуация с оказанием экстренной консультативной медицинской помощи, в основном, менялась в лучшую сто­рону только в тех случаях, когда на базе отделения ЭКМП, функционирующего в областной больнице, создавался территориальный центр медицины катастроф.

        Показательно, что в субъектах Российской Федерации, где отделения ЭКМП находятся в составе областных (рес­публиканских, краевых, окружных) больниц, вопросы ор­ганизации и совершенствования оказания экстренной консультативной медицинской помощи рассматривают­ся только на уровне больниц, а на заседания региональных органов исполнительной власти не выносятся.

         Из-за отсутствия органа, координирующего оказание экстренной консультативной медицинской помощи детям, зачастую вызов к больному или пострадавшему в ЧС, ДТП ребенку замыкается на взрослом отделении ЭКМП и МЭ ТЦМК, таким образом, в 69 субъектах Российской Фе­дерации специалисты взрослых отделений ЭКМП и МЭ ТЦМК в той или иной степени участвуют в оказании экст­ренной медицинской помощи детям.

        Следует отметить, что из 44 реанимационно-консуль­тативных центров (РКЦ), функционировавших в Рос­сийской Федерации в 2006 г., в 2011 г. осталось 34. По мнению главного детского хирурга Минздрава России проф. В.М.Розинова, имея в своем составе только выезд­ные бригады детских анестезиологов-реаниматологов РКЦ не может выполнять в полном объеме основную за­дачу, стоящую перед системой охраны здоровья детей снижение уровня детской, в первую очередь младен­ческой, смертности при критических состояниях. Известнс что в структуре детской смертности доминируют 3 ос­новные причины - болезни периода новорожденности врожденные пороки развития, травмы и отравления, не необходимых условий для решения этих проблем (спе­циалистов, оборудования и т.д.) в структуре РКЦ при и> создании не предусматривалось. В результате в субъекта; Российской Федерации существуют разные РКЦ, де? тельность которых регулируется местным законода­тельством: в составе отделений анестезиологии-реани­мации, отделений экстренной консультативной меди­цинской помощи детских и взрослых региональных мно­гопрофильных больниц, в составе ТЦМК и т.д.

       Объемы и качество деятельности ТЦМК со статусом юри­дического лица и имеющих в своем составе отделения ЭКМП и МЭ, существенно превышают объем работы цент­ров медицины катастроф, входящих в структуру област­ных (республиканских, краевых) больниц, как и центров, не имеющих в своей структуре отделений ЭКМП и МЭ.

       Комплекс мероприятий по ликвидации медико-сани­тарных последствий ЧС, выполняемый такими центрами, включает в себя элементы экстремальной медицины, нап­равленной на снижение смертности и инвалидизации на­селения от ургентной патологии. Это позволяет:

-      сокращать сроки оказания медицинской помощи сельскому населению;

-     повысить возможность оказания населению специа­лизированной экстренной медицинской помощи в ре­гиональных центрах;

-    значительно сократить сроки эвакуации больных на этап специализированной медицинской помощи и улучшить условия эвакуации тяжелобольных;

-     оптимизировать работу межрайонных специализи­рованных центров, укрепить их материально-техничес­кую базу;

-    организация филиалов ТЦМК позволяет усилить меж­районный уровень службы медицины катастроф (СМК), что способствует оперативному решению задач по лик­видации медико-санитарных последствий ЧС, произо­шедших в зоне ответственности филиала.

     В свою очередь, эффективной деятельности отделений ЭКМП и МЭ, функционирующих на базе областных (рес­публиканских, краевых) больниц, как правило, пре­пятствует ряд проблем, связанных с финансированием.

      При оплате выездной работы не учитывается сложность и напряженность оказания помощи при проведении ме­дицинской эвакуации, интенсивность работы, риск при­чинения вреда здоровью сотрудникам, осуществляющим медицинскую эвакуацию. При выездах оплата произ­водится из расчета среднемесячной заработной платы. Стимулирующие выплаты за длительность выездной ра­боты не производятся.

      Время выездной работы не учитывается и при опре­делении продолжительности дополнительного отпуска.

       Таким образом, полноценное обеспечение оказания экст­ренной и консультативной медицинской помощи, меди­цинской эвакуации, медицинское обеспечение массовых мероприятий на территории субъекта крайне затруднено.

       При определении потребности в медицинском обо­рудовании не учитывается необходимость оснащения выездных бригад ЭКМП и МЭ портативной медицинской аппаратурой последних поколений.

       Экстренную консультативную медицинскую помощь детскому населению в настоящее время оказывают! 3 детс­ких отделений ЭКМП и МЭ территориальных центров ме­дицины катастроф, 44 детских отделения ЭКМП и 34 РКЦ в 78 республиканских (краевых, окружных, областных) детских больницах и выездные реанимационные брига­ды перинатальных центров. В 8 субъектах Российской Фе­дерации детские отделения ЭКМП функционируют на базе взрослых областных больниц.

        Сложившаяся ситуация, а также утверждение в Рос­сийской Федерации с 2012 г. новых медицинских кри­териев рождения, рекомендованных Всемирной орга­низацией здравоохранения, многоуровневой системы оказания специализированной медицинской помощи, требующей поступления пациента в медицинские уч­реждения в возможно короткий срок, требуют разви­тия системы оказания экстренной консультативной ме­дицинской помощи, включающей санитарно-авиа- ционную эвакуацию. Эта задача особенно актуальна для труднодоступных и отдаленных районов Крайнего Се­вера, Сибири и Дальнего Востока.

        Отличительной социально-географической особен­ностью Российской Федерации по сравнению с другими странами является низкая плотность населения при са­мой большой в мире площади суши. Согласно сведениям Росстата, наиболее плотно заселены западные и цент­ральные регионы европейской части страны, но этот по­казатель ниже, чем в зарубежных странах Европы. На тер­ритории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, составляющей 3/4 территории России, проживает ме­нее 25% населения страны. В этих регионах плотность на­селения не превышает.

        3 чел./км2, а в некоторых из них она составляет 0,3-0,03 чел./км2. Районные центры зачастую предс­тавлены поселками с населением 4-5 тыс. чел., в посе­лениях проживает до 300 чел. и менее. Специалистами центра медицины катастроф Республики Саха (Якутия) научно доказана закономерность: чем менее доступна больница, тем больше количество санитарных заданий.

        Министерством здравоохранения и социального раз­вития Российской Федерации весной 2011 г. была соз­дана межведомственная рабочая группа по пробле­мам санитарной авиации в Российской Федерации (да­лее - рабочая фуппа), в рамках работы которой был про­веден анализ и установлена потребность субъектов Российской Федерации в вылетах санитарной авиации. Анализ зарубежных моделей оказания экстренной ме­дицинской помощи больным и пострадавшим в ЧС по­казал, что социально-географические особенности Рос­сийской Федерации не позволяют использовать зару­бежный опыт в полной мере и требуют разработки собственной модели.

         С учетом географических и климатических характе­ристик, численности населения субъектов Российской Фе­дерации, смертности, заболеваемости, транспортной дос­тупности медицинской помощи и сведений о работе от­делений ЭКМП и МЭ ТЦМК были разработаны несколько моделей применения авиационного транспорта при сохранении единства организационных и методологи­ческих принципов:

-    для регионов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий с низкой плотностью населения и отсутствием транспортной инфраструктуры;

-    для территорий со средней плотностью населения, на­личием удаленных населенных пунктов и недостаточно развитой транспортной инфраструктурой;

-    для территорий с высокой плотностью населения и раз­витой транспортной инфраструктурой.

          При выполнении санитарно-авиационной эвакуации це­лесообразно следующее.

          В догоспитальном периоде использовать в основном вертолеты:

-    на расстояния до 200 км - легкие вертолеты типа Ка- 226; ВС-117 и ЕС-145- Германия, AW109 - Италия и др.

-    на расстояния 200-500 км - вертолеты среднего клас­са типа Ми-8, Ка-32, AW -139 - Италия и др.

         В госпитальном периоде:

-    на расстояния до 200 км - легкие вертолеты;

-    на расстояния до 400 км - средние вертолеты;

-    на расстояния свыше 400 км - среднемагистральные са­молеты с дальностью полета 3 000 км и более и дальне- магистральные самолеты с дальностью полета до 6 500 км и более.

Для федерального уровня целесообразно создать центр санитарной авиации 1 -го уровня на базе ВЦМК «Защита» с задачами ЭКМП и МЭ в Центральном фе­деральном округе, санитарно-авиационной эвакуациибольных из федеральных округов в федеральные ле­чебные учреждения г. Москвы и пострадавших (и боль­ных) из-за рубежа.

      Для межрегионального уровня целесообразно создать центры санитарной авиации 2-го уровня на базе меж­региональных центров медицины катастроф и специа­лизированных медицинских организаций федерального подчинения в регионах.

      Функции межрегионального центра для Центрально­го и Северо-Западного ФО может выполнять Центр ЭКМП и МЭ ВЦМК «Защита».

       Потребность регионов в вылетах санитарно-авиа- ционного транспорта целесообразно удовлетворять вы­летами вертолетов среднего и легкого классов.

       Приоритетными субъектами Российской Федерации для услуг вертолетов среднего типа являются, в основном, ре­гионы Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера: При­морский, Хабаровский Края, Республики Саха (Якутия), Тыва, Башкортостан, Бурятия, Кемеровская, Челябинс­кая, Новосибирская области и др.

      Регионам Центрального, Южного, Северо-Кавказского федеральных округов, имеющих наиболее высокие по­казатели дорожно-транспортного травматизма (Рос­товская, Волгоградская, Московская, Воронежская об­ласти, Краснодарский край, Республика Дагестан, Че­ченская Республика, Кабардино-Балкарская Республи­ка) предпочтительно закупать услуги вертолетов легко­го класса.

     Согласно расчетам, потребность в вертолетных пло­щадках, расположенных вблизи лечебных учреждений, может составить около 700 ед.

      Членами рабочей группы по проблемам санитарной авиации была проведена работа по совершенствованию нормативной правовой базы в части оказания экстрен­ной консультативной медицинской помощи гражданам Рос­сийской Федерации и рекомендовано выделение экст­ренной консультативной медицинской помощи, вклю­чающей медицинскую эвакуацию, в отдельную форму ме­дицинской помощи.

       Согласно консолидированной позиции федеральных органов исполнительной власти представляется целе­сообразным развитие системы санитарной авиации Российской Федерации при органах управления здра­воохранением субъектов Российской Федерации и в ве­дении Министерства здравоохранения Российской Федерации.

       В связи с вышеизложенным, Департаментом меди­цинской профилактики, скорой, первичной медико-са­нитарной помощи и санаторно- курортного дела Ми­нистерства здравоохранения Российской Федерации сов­местно со специалистами ВЦМК «Защита» и других заин­тересованных организаций разрабатываются мероприятия по развитию системы экстренной консультативной ме­дицинской помощи и медицинской эвакуации в Российской Федерации в государственную программу «Развитие здра­воохранения» на 2013-2020 годы.