Пути развития системы экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации (санитарной авиации) в Российской Федерации
(Из материалов научного периодического журнала "МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ" №3(79) за 2012 год)
ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭКСТРЕННОЙ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И МЕДИЦИНСКОЙ ЭВАКУАЦИИ (САНИТАРНОЙ АВИАЦИИ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Н.Гулин1, СФ-Гончаров2, О.А.Гармаш2, Н.А.Мотина1
' Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва
2 ФГБУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России, Москва
Представлены пути развития системы экстренной консультативной медицинской помощи (ЭКМП) и медицинской эвакуации - МЭ (санитарной авиации) в Российской Федерации. Рассмотрены задачи, которые должна решать данная система. Приведены данные о работе отделений ЭКМП и МЭ в
Ключевые слова: медицинская эвакуация (санитарная авиация), модели применения авиационного транспорта, санитарно-авиационная эвакуация, чрезвычайные ситуации, экстренная консультативная медицинская помощь.
В целях спасения жизни и сохранения здоровья больных и пострадавших при различных жизнеугрожающих состояниях, травмах, дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), пожарах, других чрезвычайных ситуациях (ЧС) и катастрофах и снижения смертности и инвалидизации населения Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации сотрудниками Департамента медицинской профилактики, скорой, первичной медико-санитарной помощи и санитарно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации совместно со специалистами Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Министерства России и другими заинтересованными организациями прорабатывается проект создания системы оказания экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации (санитарной авиации) в Российской Федерации.
По-нашему мнению, в задачи данной системы целесообразно включить решение следующих вопросов: максимальное приближение специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи больным и пострадавшим при ДТП, пожарах и других чрезвычайных ситуациях; возможность оказания экстренной специализированной медицинской помощи больным и пострадавшим, минуя промежуточные этапы медицинской помощи, особенно при ЧС; оказание первичной медико- санитарной помощи в догоспитальном периоде жителям труднодоступных и отдаленных регионов с проведением, при необходимости, медицинской эвакуации в региональные и федеральные специализированные центры; доставка медицинских специалистов и специальных медицинских грузов (медикаментов, аппаратуры) в медицинские организации, учреждения, на место ДТП, в район ЧС и другие задачи.
В настоящее время экстренную консультативную медицинскую помощь (ЭКМП) в Российской Федерации оказывают:
- на федеральном уровне - специалисты бригад экстренного реагирования и авиамедицинских бригад Центра экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации (ЭКМП и МЭ) и полевого многопрофильного госпиталя Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздрава России с привлечением бригад специализированной медицинской помощи федеральных специализированных медицинских учреждений Минздрава России, РАМН, ФМБА;
- на субъектовом уровне - специалисты бригад экстренного реагирования отделения ЭКМП и медицинской эвакуации (МЭ) территориальных центров медицины катастроф (ТЦМК) республиканских, краевых, областных больниц.
В
В Российской Федерации функционируют более 100 федеральных медицинских учреждений Минздрава России, РАМН и ФМБА. В
Анализ деятельности отделений экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации показывает, что основными проблемами в организации их деятельности являются: недостаточное количество санитарно-авиационного транспорта; слабое материально-техническое оснащение; дефицит подготовленных врачебных кадров; отсутствие современной нормативной правовой базы, регламентирующей оказание ЭКМП, проблемы в обеспечении специальным санитарным автотранспортом.
Для санитарно-авиационной эвакуации пострадавших в ЧС авиационный транспорт предоставляет МЧС России.
В режиме повседневной деятельности медицинские организации (органы управления здравоохранением, территориальные центры медицины катастроф) арендуют авиационный транспорт у авиакомпаний различных форм собственности. В настоящее время услуги авиационного транспорта в медицинских целях закупаются в 37 субъектах Российской Федерации, которые в основном находятся в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Самолеты (24 ед.) применяются в 16 регионах, вертолеты (83 ед.) - в 34 регионах. В 46 субъектах Российской Федерации авиационный транспорт в интересах здравоохранения не применяется вообще.
Для сравнения: в Германии при оказании экстренной медицинской помощи применяют около 100 вертолетов, в США - более 700.
Применяемые в Российской Федерации воздушные суда морально и физически устарели, не адаптированы для транспортировки больных, их санитарные варианты только разрабатываются.
Неудовлетворительно обстоит дело с обеспеченностью отделений ЭКМП и МЭ санитарным автомобильным транспортом, который необходим, в том числе, и для транспортировки пациентов из медицинских учреждений в аэропорты, на вокзалы и обратно. До 70% реанимобилей исчерпали свой ресурс и нуждаются в замене, недостаточно неонатологических и акушерско-гинеколо- гических реанимобилей. В северных регионах нужны транспортные средства высокой проходимости (снего- болотоходы на шинах низкого давления и гусеничные).
На региональном уровне экстренную консультативную медицинскую помощь взрослому населению в настоящее время оказывают 66 отделений ЭКМП и МЭ территориальных центров медицины катастроф, 62 филиала ТЦМК, 19 отделений ЭКМП республиканских (краевых, окружных, областных) больниц.
В результате анализа деятельности ТЦМК по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим в ЧС, проведенного директором центра медицины катастроф Свердловской области В.П.Поповым и соавт. еще в
Наиболее благополучной в отношении штатной принадлежности и структуры отделений ЭКМП и МЭ является ситуация в Уральском ФО, где во всех субъектах Российской Федерации эти отделения функционируют в составе территориальных центров медицины катастроф, а большинство центров имеют статус юридического лица. Считаем необходимым отметить, что Свердловская область была первой в Российской Федерации, где еще в
Следует отметить, что для южных регионов положительным образом на качество работы отделений ЭКМП и МЭ повлияло разделение Южного Федерального округа на два: Южный и Северо-Кавказский. Если в
Показательно, что в субъектах Российской Федерации, где отделения ЭКМП находятся в составе областных (республиканских, краевых, окружных) больниц, вопросы организации и совершенствования оказания экстренной консультативной медицинской помощи рассматриваются только на уровне больниц, а на заседания региональных органов исполнительной власти не выносятся.
Из-за отсутствия органа, координирующего оказание экстренной консультативной медицинской помощи детям, зачастую вызов к больному или пострадавшему в ЧС, ДТП ребенку замыкается на взрослом отделении ЭКМП и МЭ ТЦМК, таким образом, в 69 субъектах Российской Федерации специалисты взрослых отделений ЭКМП и МЭ ТЦМК в той или иной степени участвуют в оказании экстренной медицинской помощи детям.
Следует отметить, что из 44 реанимационно-консультативных центров (РКЦ), функционировавших в Российской Федерации в
Объемы и качество деятельности ТЦМК со статусом юридического лица и имеющих в своем составе отделения ЭКМП и МЭ, существенно превышают объем работы центров медицины катастроф, входящих в структуру областных (республиканских, краевых) больниц, как и центров, не имеющих в своей структуре отделений ЭКМП и МЭ.
Комплекс мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, выполняемый такими центрами, включает в себя элементы экстремальной медицины, направленной на снижение смертности и инвалидизации населения от ургентной патологии. Это позволяет:
- сокращать сроки оказания медицинской помощи сельскому населению;
- повысить возможность оказания населению специализированной экстренной медицинской помощи в региональных центрах;
- значительно сократить сроки эвакуации больных на этап специализированной медицинской помощи и улучшить условия эвакуации тяжелобольных;
- оптимизировать работу межрайонных специализированных центров, укрепить их материально-техническую базу;
- организация филиалов ТЦМК позволяет усилить межрайонный уровень службы медицины катастроф (СМК), что способствует оперативному решению задач по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, произошедших в зоне ответственности филиала.
В свою очередь, эффективной деятельности отделений ЭКМП и МЭ, функционирующих на базе областных (республиканских, краевых) больниц, как правило, препятствует ряд проблем, связанных с финансированием.
При оплате выездной работы не учитывается сложность и напряженность оказания помощи при проведении медицинской эвакуации, интенсивность работы, риск причинения вреда здоровью сотрудникам, осуществляющим медицинскую эвакуацию. При выездах оплата производится из расчета среднемесячной заработной платы. Стимулирующие выплаты за длительность выездной работы не производятся.
Время выездной работы не учитывается и при определении продолжительности дополнительного отпуска.
Таким образом, полноценное обеспечение оказания экстренной и консультативной медицинской помощи, медицинской эвакуации, медицинское обеспечение массовых мероприятий на территории субъекта крайне затруднено.
При определении потребности в медицинском оборудовании не учитывается необходимость оснащения выездных бригад ЭКМП и МЭ портативной медицинской аппаратурой последних поколений.
Экстренную консультативную медицинскую помощь детскому населению в настоящее время оказывают! 3 детских отделений ЭКМП и МЭ территориальных центров медицины катастроф, 44 детских отделения ЭКМП и 34 РКЦ в 78 республиканских (краевых, окружных, областных) детских больницах и выездные реанимационные бригады перинатальных центров. В 8 субъектах Российской Федерации детские отделения ЭКМП функционируют на базе взрослых областных больниц.
Сложившаяся ситуация, а также утверждение в Российской Федерации с
Отличительной социально-географической особенностью Российской Федерации по сравнению с другими странами является низкая плотность населения при самой большой в мире площади суши. Согласно сведениям Росстата, наиболее плотно заселены западные и центральные регионы европейской части страны, но этот показатель ниже, чем в зарубежных странах Европы. На территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, составляющей 3/4 территории России, проживает менее 25% населения страны. В этих регионах плотность населения не превышает.
3 чел./км2, а в некоторых из них она составляет 0,3-0,03 чел./км2. Районные центры зачастую представлены поселками с населением 4-5 тыс. чел., в поселениях проживает до 300 чел. и менее. Специалистами центра медицины катастроф Республики Саха (Якутия) научно доказана закономерность: чем менее доступна больница, тем больше количество санитарных заданий.
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации весной
С учетом географических и климатических характеристик, численности населения субъектов Российской Федерации, смертности, заболеваемости, транспортной доступности медицинской помощи и сведений о работе отделений ЭКМП и МЭ ТЦМК были разработаны несколько моделей применения авиационного транспорта при сохранении единства организационных и методологических принципов:
- для регионов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий с низкой плотностью населения и отсутствием транспортной инфраструктуры;
- для территорий со средней плотностью населения, наличием удаленных населенных пунктов и недостаточно развитой транспортной инфраструктурой;
- для территорий с высокой плотностью населения и развитой транспортной инфраструктурой.
При выполнении санитарно-авиационной эвакуации целесообразно следующее.
В догоспитальном периоде использовать в основном вертолеты:
- на расстояния до
- на расстояния 200-
В госпитальном периоде:
- на расстояния до
- на расстояния до
- на расстояния свыше
Для федерального уровня целесообразно создать центр санитарной авиации 1 -го уровня на базе ВЦМК «Защита» с задачами ЭКМП и МЭ в Центральном федеральном округе, санитарно-авиационной эвакуациибольных из федеральных округов в федеральные лечебные учреждения г. Москвы и пострадавших (и больных) из-за рубежа.
Для межрегионального уровня целесообразно создать центры санитарной авиации 2-го уровня на базе межрегиональных центров медицины катастроф и специализированных медицинских организаций федерального подчинения в регионах.
Функции межрегионального центра для Центрального и Северо-Западного ФО может выполнять Центр ЭКМП и МЭ ВЦМК «Защита».
Потребность регионов в вылетах санитарно-авиа- ционного транспорта целесообразно удовлетворять вылетами вертолетов среднего и легкого классов.
Приоритетными субъектами Российской Федерации для услуг вертолетов среднего типа являются, в основном, регионы Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера: Приморский, Хабаровский Края, Республики Саха (Якутия), Тыва, Башкортостан, Бурятия, Кемеровская, Челябинская, Новосибирская области и др.
Регионам Центрального, Южного, Северо-Кавказского федеральных округов, имеющих наиболее высокие показатели дорожно-транспортного травматизма (Ростовская, Волгоградская, Московская, Воронежская области, Краснодарский край, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Кабардино-Балкарская Республика) предпочтительно закупать услуги вертолетов легкого класса.
Согласно расчетам, потребность в вертолетных площадках, расположенных вблизи лечебных учреждений, может составить около 700 ед.
Членами рабочей группы по проблемам санитарной авиации была проведена работа по совершенствованию нормативной правовой базы в части оказания экстренной консультативной медицинской помощи гражданам Российской Федерации и рекомендовано выделение экстренной консультативной медицинской помощи, включающей медицинскую эвакуацию, в отдельную форму медицинской помощи.
Согласно консолидированной позиции федеральных органов исполнительной власти представляется целесообразным развитие системы санитарной авиации Российской Федерации при органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, Департаментом медицинской профилактики, скорой, первичной медико-санитарной помощи и санаторно- курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации совместно со специалистами ВЦМК «Защита» и других заинтересованных организаций разрабатываются мероприятия по развитию системы экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации в Российской Федерации в государственную программу «Развитие здравоохранения» на 2013-2020 годы.