• Цветовая схема: c c c c
  • Размер шрифтов: a a a a
  • Изображения:
    Монохромные изображения:
  • Обычная
    версия
Настройки
        ДокументыАвторские разработкиЛекарственное обеспечениеУчебные программыДля пациентовАнтикоррупционная политика

Алгоритм на месте ДТП с ОРС

Алгоритм психологической помощи пострадавшему с ОРС и адекватным поведением на месте ДТП (для фельдшеров и водителей-спасателей трассовых пунктов).

Адекватным поведением называется состояние пострадавшего, когда у него сохранены все виды ориентировки; он вступает в продуктивный вербальный контакт с окружающими (т.е. понимает обращённую к нему речь и окружающие понимают смысл речи пострадавшего); выполняет инструкции медицинских работников, а так же сотрудников МЧС и правоохранительных органов; поведение пострадавшего соответствует окружающей обстановке и изменяется в соответствии с изменениями этой обстановки.

  1. Сортировка.

    В первую очередь оказывается помощь пострадавшим с физическими повреждениями и пострадавшим, которые по своему психическому состоянию способны причинить вред себе или окружающим.

    Во вторую очередь помощь оказывается пострадавшим с ОРС, которые по своему психическому состоянию не ориентируются (в месте, времени, своей личности), не способны вступать в продуктивный словесный контакт с окружающими, не выполняют инструкции, и их поведение не соответствует окружающей обстановке (пострадавшие с неадекватным поведением). Помощь этой группе пострадавших оказывается по алгоритмам для ведущего синдрома (страх; ступор; двигательное возбуждение; плач; бред и галлюцинации; нервная дрожь; апатия; истерическая реакция; агрессивное поведение). Задача на этом этапе либо дождаться адекватного поведения у пострадавших, либо, при сохранении неадекватного поведения, госпитализировать в профильный стационар.

    В третью очередь оказывается помощь пострадавшим с адекватным поведением и проявлениями ОРС, при наличии времени и физической возможности у медицинских работников и водителя-спасателя.

  2. Осмотр.

    Осмотр проводится в автомобиле трассовой службы или около него, либо в другом безопасном месте, так, чтобы место ДТП не было видно пострадавшему.

    Стараться проводить осмотр и беседу в месте, защищённом от негативных природных воздействий (холода, жары, дождя, снега, ветра …).

    Оценить состояние внутренних органов и систем доступными методами (визуальными, инструментальными, опрос). В случае обнаружения травмы органов и систем вести как пострадавшего с физическими повреждениями.

    Провести измерение АД, подсчёт ЧСС.

    Проведение осмотра проходит параллельно с беседой и заполнением карты вызова. В ходе осмотра устанавливается лёгкий телесный контакт с пострадавшим.

  3. Беседа и информирование.

    Цель беседы – добиться, чтобы пострадавший выразил словесно свои переживания; признал реальность произошедшего с ним, в том числе реальность потерь (травмы у родных и знакомых, материальные потери, травматизм события для своей психики); воспринимал работника центра объективно – т.е. как конкретного живого человека, находящегося рядом с ним вступающим с ним в словесный и физический контакт. Беседа ведётся спокойным, уверенным, доброжелательным, настойчивым тоном. Обязательно выдерживать паузы, дожидаться ответных реакций пострадавшего и давать ему пространство для высказывания; выслушивать спокойно, без спешки, стараться не перебивать.

    В ходе беседы поощрять пострадавшего к рассказу, применяя приёмы активного слушания («Да», «Угу», повтор последних слов из фразы пострадавшего…). Паузы являются пространством для высказывания пострадавшего, если он начинает говорить – слушать, пока не наступит естественная пауза и сам пострадавший своими словами, мимикой, жестами, взглядом не «передаст ход» для продолжения разговора фельдшеру.

    Реакцией является ответ, жест, произнесение звуков, мимическая реакция, взгляд – адресованные непосредственно фельдшеру.

(Ф) Здравствуйте. (ответ)

(Ф) Я фельдшер медицины катастроф. (ответ или реакция)

(Ф) Назовите свою фамилию (ответ), Ваше имя и отчество. (ответ)

(Ф) Где проживаете? (ответ)

(Ф) Ваше место работы (ответ), должность. (ответ)

(Ф) Назовите свой возраст. (ответ) (вариант – Назовите дату рождения (ответ)).

(Ф) Что Вас беспокоит? (ответ) (жалобы, относящиеся к психической сфере – страх, тревога, испуг, нервозность, раздражение …. – не детализировать, не уточнять).

(Ф) Машины столкнулись (в машину врезались, машина перевернулась, машина съехала в кювет – подобрать наиболее подходящее под имеющиеся сведения о ДТП). (реакция или ответ)

(Ф) Вы были за рулём (рядом с водителем, на заднем сидении, держали на руках ребёнка – по известным данным). (Если данные не известны, тогда вопросительная интонация Вы были за рулём? (варианты – Вы были рядом с водителем? Вы были на заднем сидении?) (ответ))

(Ф) Всё случилось внезапно. (пауза) (вариант «Вы испугались». «Вы чувствовали что что-то случится» «Всё произошло неожиданно». (Максимально точно называть чувство пострадавшего в непосредственно в момент ДТП, ориентироваться на предъявленные им жалобы и уже сообщённую информацию о себе).

(Ф) (имя отчество пострадавшего),сейчас Вам ещё страшно. (пауза) (варианты – «сейчас вы раздражены», «вас всё ещё потрясывает», «вы сейчас плохо понимаете, что произошло», «сейчас вы ещё растеряны», «сейчас вы волнуетесь и переживаете», «сейчас вы встревожены» … . (Стараться максимально точно назвать эмоциональное состояние пострадавшего непосредственно в момент беседы, это может быть и как перебор вариантов – если назвали состояние правильно, у пострадавший начинает активно говорить о своих переживаниях, значительно снижается напряжённость).

Применять приёмы активного слушания, дать возможность высказаться, пока не наступит естественная пауза.

Если в этот момент пострадавший категорически отрицает наличие каких-либо негативных переживаний («всё у меня в порядке», «у меня все хорошо», «всё нормально, ничего у меня нет», «ничего меня не беспокоит»…, необходимо привести пострадавшему явные доказательства наличия этих переживаний – («Сейчас у вас трясутся руки», «У вас учащенное сердцебиение», «Вы не можете спокойно сидеть», «У вас сильно покраснело (побледнело) лицо», «Вы повышаете не меня голос», «Вы выглядите подавленным», «Вы замедленно осознаете мои слова», «Вы раздраженно разговариваете со мной», «Вы проявляете недовольство беседой»… . Важно, чтобы эти обращения к пострадавшему говорились спокойным комментирующим тоном, после каждого обращения обязательно пауза и следующее обращение только после вербальной или невербальной реакции пострадавшего. Признаком успешности беседы является снижение напряжения у пострадавшего, его высказывания становятся более открытыми и свободными.

Затем (по возможности) детализация переживаний, учитывая сказанное пострадавшим о своём самочувствии и своих переживаниях:

(Ф) Вам страшно, что вы могли умереть. (ответ) «Вы испугались за ребёнка», «Вы переживаете за испорченную машину», «Вам страшно, что ваш (муж, дети, родители…) могли остаться одни», «Вы возмущены поведением столкнувшегося с вами водителя», «Вам обидно, что это случилось с вами»… .(ответ)

(Ф) (имя отчество пострадавшего) Это естественная реакция любого человека на подобную ситуацию. (пауза, реакция)

(Ф) Через несколько часов ваше самочувствие улучшится. (реакция, ответ)

(Ф) (имя отчество пострадавшего), если будут сохраняться переживания по поводу случившегося, вы имеете право на бесплатную психологическую помощь в центре медицины катастроф. (реакция)

(Ф) Возьмите памятку, в ней указан телефон психолога, через неделю позвоните по телефону, сообщите о своём самочувствии. (реакция)

(Ф) Для надёжности (уверенности) сообщите свой контактный телефон, психолог в течении 1 – 2 х недель сам перезвонит Вам – узнает о самочувствии (справится о самочувствии), предложит помощь. (ответ)

(Ф) Всего доброго (пауза), до свидания.