• Цветовая схема: c c c c
  • Размер шрифтов: a a a a
  • Изображения:
    Монохромные изображения:
  • Обычная
    версия
Настройки
        ДокументыАвторские разработкиЛекарственное обеспечениеУчебные программыДля пациентовАнтикоррупционная политика

Справка-доклад о работе трассовой службы

Справка-доклад о работе ОП и ЭКМП № 6

(Трассовой службы) ГБУЗ СО «ТЦМК»

 

                          В соответствии с распоряжением Губернатора Свердловской области рабочей группой сотрудников ОГУЗ «Территориальный центр медицины катастроф Свердловской области» и министерства здравоохранения Свердловской области разработана Областная государственная целевая программа (ОГЦП) «Спасение жизни людей и защита их здоровья при чрезвычайных ситуациях на территории Свердловской области» на 2008-2010 годы». Программа была утверждена Законом Свердловской области от 12 июля 2007 года № 66-ОЗ «Об областной государственной целевой программе «Спасение жизни людей и защита их здоровья при ЧС на территории Свердловской области» на 2008-2010 годы» с изменениями, внесенными Законом Свердловской области от 9 июня 2008 года № 33-ОЗ.

                      В основе Программы лежат следующие организационные принципы:

- Системный подход, заключающийся в полном прикрытии федеральных автодорог за счет создания сети трассовых пунктов (ТП) для оказания экстренной медицинской помощи при ДТП.

- Межведомственный подход, предполагающий организацию четкого взаимодействия всех экстренных служб, ликвидирующих медико-санитарные последствия ДТП.

- Повышение оперативности и качества медицинской помощи за счет сокращения времени прибытия медико-спасательной бригады, а также особой подготовки сотрудников трассовой службы.

- Использование различных алгоритмов оказания помощи, в том числе и с использованием в будущем легких медицинских вертолетов.

                    В настоящее время на территории Свердловской области функционируют всего 11 трассовых пунктов для оказания экстренной помощи пострадавшим в ДТП. Три трассовых пункта («Дружинино», «Талица» и «Кашино») были созданы в 2002-2006 годах по пилотному проекту при стационарных постах ДПС, расположенных на 3 ФАД (Р-242 «Пермь-Екатеринбург», ФАД Р-351 «Екатеринбург-Тюмень» и М-5 «Челябинск-Екатеринбург») для получения полезного опыта.

                   В 2008 году в рамках реализации мероприятий ОГЦП начали работу еще 8 трассовых пунктов («Ачит», «Киселевка», «Решеты»; «Белоярка», «Богданович», «Камышлов», «Тугулым» и «Черлак»), расположенных на ФАД Р-242 «Пермь-Екатеринбург», ФАД Р-351 «Екатеринбург-Тюмень» и областной автодороге «Ачит-Месягутово».

                   В каждом трассовом пункте предусмотрено наличие 2 мобильных зданий (лечебного и диагностического), медико-спасательного автомобиля с соответствующим оборудованием и вертолетной площадки.

                  Вертолетные площадки создаются при каждом трассовом пункте для будущей организации санитарно-авиационной помощи детям и тяжелопострадавшим в ДТП.

               На трассовом пункте дежурит бригада из 2 медиков (фельдшеров) и 2 водителей-спасателей, круглосуточно оказывающая экстренную помощь пострадавшим в ДТП, участникам дорожного движения и местному населению. Водители и часть фельдшеров прошли специальную подготовку в учебно-методическом центре Главного управления МЧС России по Свердловской области и аттестованы на статус спасателя.

      В процессе реализации мероприятий первого этапа ОГЦП широко использовался отечественный и зарубежный передовой опыт медицинских и спасательных формирований. Вместе с тем, часть авторских разработок сотрудников ОГУЗ «Территориальный центр медицины катастроф Свердловской области» впервые применена в Российской Федерации и Свердловской области:

1. Для создания трассового пункта по оказанию экстренной помощи впервые разработано оригинальное функционально-планировочное решение по 2 видам мобильных зданий (лечебному и диагностическому), в которых располагается медико-спасательная бригада.

2. Специалистами Центра разработано техническое задание на специальные медико-спасательные автомобили, сочетающие функции современного реамобиля и автомобиля спасателей. Автомобиль скорой медицинской помощи с техническим отсеком для аварийно-спасательного оборудования «Сикар-М-3895» зарегистрирован в Российской Федерации, внесен в государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Регистрационное удостоверение на медико-спасательный автомобиль выдано федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

3. В отсутствии федеральных нормативных документов разработан, согласован, утвержден и принят «Стандарт работы трассового пункта ОГУЗ «Территориальный центр медицины катастроф Свердловской области», который может быть использован в качестве основы для разработки подобных документов Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

4. Впервые в РФ разработаны и апробированы в подразделениях ГУ МЧС России по Свердловской области и Пермском краевом территориальном центре медицины катастроф комплект медика-спасателя и комплект первой помощи.

                      Основные показатели работы Трассовой службы

                      За  2009 год  бригады трассовых пунктов ликвидировали последствия 767 ДТП. Оказана помощь 1672 пострадавшим. Из них 559 (33,4%) тяжелой и средней степени тяжести. В 111 случаях (14,5%) использовалось аварийно-спасательное оборудование. Среднее время доезда бригады после получения сигнала составило 10,5 минут. Оказана помощь 6557 пациентам (участникам движения – водителям и пассажирам, а также при самообращении гражданам, проживающим на прилегающих к трассовым пунктам территориях) с неотложными заболеваниями, в том числе в выездном варианте. Осмотрено 22038 водителей. Бригадами трассовых пунктов ОГУЗ «ТЦМК СО» осуществлен 21 выезд на операцию «Маячок», совместно с сотрудниками ДПС УГИБДД и 16 выездов на ЧС или угрозу ЧС.

                       Об основных результатах выполнения мероприятий по созданию системы оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП на территории Свердловской области в марте 2008 года и апреле 2009 года докладывалось в Государственной думе Российской Федерации, на нескольких видеоконференциях по вопросам безопасности дорожного движения, проводимых Полномочным представителем Президента Российской Федерации в УрФО, Первой Всемирной министерской конференции под эгидой ООН в Москве 19 ноября 2009 года, на трех Всероссийских конференциях и съездах, проходивших в г. Москве, г. Санкт-Петербурге и г. Екатеринбурге, межрегиональной конференции по безопасности дорожного движения 18 февраля 2009 года, международном совещании медицинских служб стран-участников ШОС 3-4 июня 2009 года.

                  За время подготовки, становления и реализации ОГЦП трассовые пункты были представлены, осмотрены и одобрены:

– ноябрь 2006 года – Президентом РФ Путиным В.В.;

– апрель 2007 года – д.м.н., проф. Рошалем Л.М.;

– октябрь 2008 года – министром МЧС Шойгу С.К.;

– февраль 2009 года – д.м.н. Малышевой Е.В. (подготовка передачи «Здоровье» на канале ОРТ о трассовой службе ОГУЗ «ТЦМК СО»);

– апрель 2009 года – д.м.н., проф. Багненко С.Ф.;

– октябрь 2009 года – членами Политсовета партии «Единая Россия» во главе с Родниной И.К.;

– ноябрь 2009 года – редакционной группой федерального журнала «За рулем» (иллюстрированная статья в № 12 за 2009 год о трассовой службе ОГУЗ «ТЦМК СО»);

– неоднократно – Губернатором Свердловской области Росселем Э.Э., Председателем Правительства Свердловской области Кокшаровым В.А., министром здравоохранения Свердловской области Климиным В.Г. и другими руководителями.

                 В 2009 году финансирование ОГЦП было приостановлено. В настоящее время запланированные на 2009 год мероприятия ОГЦП предполагается реализовать в 2010-11 годах. С целью прикрытия ФАД Р-354 «Курган-Екатеринбург» будет создан трассовый пункт «Каменский» для оказания экстренной медицинской помощи в Каменск-Уральском районе Свердловской области.

Приобретен программный комплекса «АДИС», который позволяет поддерживать в полном объеме весь процесс обработки вызовов на станциях скорой медицинской помощи, начиная от приема вызова диспетчером до статистической обработки вызовов, накопленных в результате их обслуживания. Реализация программного комплекса на территории Свердловской области позволит объединить в единую локальную сеть все станции и отделения скорой медицинской помощи с центром оперативного управления на базе ОГУЗ «Территориальный центр медицины катастроф Свердловской области» и министерства здравоохранения Свердловской области. Внедрение данной системы даст возможность управлять в режиме реального времени бригадами СМП и трассовых пунктов, что повысит эффективность оказания экстренной помощи при дорожно-транспортных происшествиях и чрезвычайных ситуациях.

                     Кроме того, запланировано приобретение и использование современных систем для дистанционной передачи электрокардиограмм и телемедицинских систем для оперативного реагирования и своевременного оказания помощи больным и пострадавшим в ЧС и дорожно-транспортных происшествиях.

                  Взаимодействие с Управлением ГИБДД по Свердловской области

1. Разработано Положение «О взаимодействии службы медицины катастроф Свердловской области, дорожно-патрульной службы УГИБДД ГУВД по Свердловской области, ГУ МЧС России по Свердловской области, ГУ ГЗПБ Свердловской области при ликвидации медико-санитарных последствий дорожно-транспортных происшествий и других чрезвычайных ситуаций».

2. На основе запатентованного комплекта медика-спасателя разработан комплект первой помощи для сотрудников ДПС УГИБДД, который позволяет обеспечить удобное использование индивидуальных средств защиты, оптимизировать медицинскую сортировку и перемещать медицинскую документацию вместе с пострадавшим в ДТП.

3. Проводится работа по перепрограммированию радиостанций экипажей ДПС для оперативной связи с трассовыми пунктами с целью своевременной передачи информации о дорожно-транспортном происшествии.

4. Разработана программа медицинской подготовки, и специалисты Центра готовы на базе учебного отдела обучать сотрудников ДПС правилам оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

5. Отработаны вопросы взаимодействия бригад трассовых пунктов, дислоцированных рядом со стационарными постами ДПС УГИБДД по Свердловской области, и проводятся предрейсовые осмотры сотрудников подразделений ДПС УГИБДД, находящихся вдоль федеральных автомобильных дорог.

                        

                    Взаимодействие с ГУ МЧС по Свердловской области

1. Разработано Положение «О взаимодействии службы медицины катастроф Свердловской области, дорожно-патрульной службы УГИБДД ГУВД по Свердловской области, ГУ МЧС России по Свердловской области, ГУ ГЗПБ Свердловской области при ликвидации медико-санитарных последствий дорожно-транспортных происшествий и других чрезвычайных ситуаций».

2. Для организации эффективного взаимодействия всех экстренных служб, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ДТП (Минздрав, ГУ МЧС, УГИБДД) разработано и в ближайшее время будет утверждено «Положение о взаимодействии сил и средств, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий на территории Свердловской области».

3. На базе учебно-методического центра МЧС России по Свердловской области проведена подготовка, и 66 водителей трассовой службы аттестованы на квалификацию «спасатель», что позволяет им эффективно проводить аварийно-спасательные работы при ДТП.

4. На основе запатентованного комплекта медика-спасателя разработан комплект первой помощи для сотрудников МЧС, благодаря которому на качественно новый уровень выводятся вопросы лечебно-эвакуационного взаимодействия с экстренными службами, ликвидирующими последствия ДТП. Указанный комплект передан для апробации в ГУ МЧС России по Свердловской области.

5. Организована передача информации о ДТП из единой диспетчерской службы МЧС России по Свердловской области в оперативно-диспетчерский отдел ОГУЗ «Территориальный центр медицины катастроф Свердловской области».

                    Взаимодействие с Министерством промышленности и науки Свердловской области

1. Решение вопросов дорожно-транспортного травматизма в ходе работы Правительственной комиссии Свердловской области по безопасности дорожного движения.

2. Совместная работа в рамках ОГЦП «Повышение безопасности дорожного движения на территории Свердловской области на 2009-2011 годы».

3. Отработка вопросов о ликвидации зон неуверенного приема сигналов сотовой связи.

4. Совместное участие:

– в работе Совета общественной безопасности при Губернаторе Свердловской области (октябрь 2008 года);

– в подготовке предложений в Программу развития региональной авиации на территории Свердловской области (февраль 2009 года);

– в подготовке и проведении межрегиональной конференции по безопасности дорожного движения (февраль 2009 года).

                      Взаимодействие со Вторым Свердловским авиапредприятием

1. Аренда вертолетов Ми-8Т для оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи населению Свердловской области.

2. Выбор и согласование мест расположения временных вертолетных площадок трассовых пунктов ОГУЗ «Территориальный центр медицины катастроф Свердловской области».

 

Перспективные направления:

1. Завершение, в соответствии с проектным заданием, создания сети трассовых пунктов оказания экстренной помощи пострадавшим в ДТП на ФАД в Свердловской области (прикрытие всех 4 ФАД).

2. Ликвидация зон неуверенного приема и отсутствия сотовой связи на автомобильных дорогах областного и федерального подчинения.

3. Решение вопроса об установке информационных щитов трассовой службы на границе области и вблизи от трассовых пунктов ОГУЗ «ТЦМК СО».

4. Выполнение в полном объеме мероприятий ОГЦП в 2011 году.

Это программа-минимум.

 

В качестве программы-максимум рассматриваем дополнительно еще 2 вопроса:

1. Приобретение двух отечественных медико-спасательных вертолетов типа Ка-226.50 для оказания экстренной помощи детям и тяжелопострадавшим в ДТП.

2. Считаем перспективным рассмотрение трассовой службы как службы экстренной помощи при крупных железнодорожных авариях с человеческими жертвам. Безусловно, проблема является сложной и требует доработки с учетом отсутствия подъездных путей к Транссибирской железнодорожной магистрали и необходимости использования специальной техники для проведения медико-спасательных работ.

                   На наш взгляд, целесообразно рассмотреть вопрос о создании специальной авиационно-спасательной системы с использованием вертолетных площадок, расположенных на трассовых пунктах ОГУЗ «Территориальный центр медицины катастроф Свердловской области».